МЕЖДОМЕТИЯ КАК ЛЕКСИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ АФФЕКТИВНОЙ ИНТЕРАКЦИИ

Никулина Екатерина Геннадьевна

Ключевые слова: аффективная интеракция, лексические маркеры, междометия

Nikulina Ekaterina Gennadevna

Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Никулина Е.Г. Междометия как лексические маркеры аффективной интеракции // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/08/1606 (дата обращения: 27.05.2017).

В качестве типичных лексических признаков аффективной речи в первую очередь можно выделить междометия.  Эти слова вообще не имеют предметно-логического значения, а обладают только эмоциональным значением и выделяются в особый разряд слов. Междометие представляет собой  часть речи, включающей неизменяемые, устоявшиеся слова, которые непосредственно отражают наши чувства, волеизъявления и является показателем положительных или отрицательных эмоций в конкретных коммуникативных ситуациях. Именно междометие можно назвать одним из важнейших и наиболее ярких маркеров аффективной эмоциональной речи. Своеобразие междометий, как показывает теоретический материал, заключается в обобщении смыслового содержания, выражаемого ими, а также в отсутствии номинативной функции. [1]

Междометия являются неотъемлемой частью предложения, которое окрашивает все высказывание в соответствующие эмоциональные тона. [4]

Как известно, междометия можно разделить на две группы: а) первичные и б) производные. Среди первичных междометий особенно часто встречаются Ah! Oh! Gosh! Bah! Pooh! Hush! Hullo! и др. Несколько устаревшими являются Lo! Hark! Производные междометия не так четко выделяются в словарном составе языка как первичные. К ним относятся слова и словосочетания, которые раньше были полнозначными словами или словосочетаниями, но в современном английском языке используются как единицы, потерявшие свое предметно-логическое значение. Например: good gracious!; heavens; dear me!; there, there!; Come on!; look here!; hear, hear!; by Lord!; Lord!; God knows!; Away! Away! Bless me!; Alas!; Humbug!; и многие другие.

В ходе исследования мы выяснили, что именно производные междометия преобладают как в художественных источниках ХХ, так и ХХI веков. Однако среди производных междометий, встречающихся в диалогах конца ХХ в., можно наблюдать большее количество типичных, слегка устарелых форм:

“You are killing him!! Oh my Lord, have mercy Justin, have mercy. Don’t kill him!” [5]

Oh my God!”, she cried, nearly collapsing into Peter’s arms as she left the room. “I just can’t believe it!” [6]

Производные междометия могут образоваться и контекстуально. Так, например, terrible!, произнесенное с соответствующей интонацией, выявляющей реакцию собеседника на услышанное, приобретает черты междометия. Прилагательное здесь используется в функции, свойственной междометию.

Стилистическое использование междометий вытекает из их лингвистической природы. Прежде всего, необходимо указать на сильную «радиацию» эмоциональных значений, которую междометия распространяют на все высказывание. Поставленное в начале отрывка, междометие придает всему высказыванию окраску, вытекающую из самого значения междометия. Поэтому междометие часто можно рассматривать как начальный сигнал аффективного, эмоционально напряженного отрезка высказывания.[2] Действительно, такие слова, как alas, oh, ah, gosh, gee и др. фактически не имеют предметно-логических значений и являются теми словами, которые выражают понятие о чувствах. Например “Oh, Christ, it hurts!” Jake cried in agony. [7] или Victor staggered away, crying out, “Ah! Madre de Dios, you broke my fucking arm, you moron!” [8].  В данных примерах междометия указывают на эмоциональное состояние говорящих в ответ на раннее сложившиеся обстоятельства и являются следствием болевого аффекта, вызванного непосредственно тем, к кому направленны обращения.

Междометия по своей семантике делятся на эмоциональные и императивные (или волеизъявительные). Эмоциональные междометия типа Аh! Оh!, выражают также непосредственную эмоциональную реакцию на конкретное событие, явление (удивление, страх, беспокойство). Например, “Oh, Roger, you heard? They are dead, I’m so scared, I don’t know what to do” Her face was red and her eyes swollen. [9] Героиня напугана смертями нескольких человек из своего ближайшего окружения и находится в состоянии сильного стресса. Междометие Oh в данном случае сигнализирует об эмоциональном состоянии женщины, ставшее следствием определенных негативных событий. Междометия выражают личностное отношение человека к объектам внешнего мира, а иногда и к самому себе. Один и тот же объект может вызывать различные эмоции. В живой разговорной речи большинство междометий может соотноситься непосредственно с экстралингвистической ситуацией. Отсюда, можно выделить междометия типа Like hell! или  My foot!, которые реализуются в речи коммуникантов только в зависимости от сообщения о ситуации.

В английском языке существует  группа междометий узкой семантики с устойчивым смысловым содержанием, например,  междометие Alas!, посредством которого выражается только сожаление. В этой группе выделяются высокоидиоматичные междометия яркой стилистической окраски типа My eye!, отражающее пренебрежение к словам собеседника.

Среди междометных фразеологических единиц  выделяется оборот By the Lord Harry! ( Черт возьми!) (the Lord Harry – шутливое прозвище дьявола). Этот оборот употребляется для усиления высказывания и часто выражает негодование, возмущение, раздражение. Некоторыми междометными идиомами демонстрируются два типа эмоций: удивление и досаду. К таким оборотам относится, например, оборот Sakes alive! – Ну да!, Вот те на! Типичными для английского языка являются одновершинные междометные фразеологические единицы  типа By George! (святой Георгий считался покровителем Англии), By Jove! и др. Для подобных восклицаний характерен широкий диапазон выражаемых эмоций: удивление, досада, гнев. [3]

В ходе работы с высокоэмоциональными диалогическими репликами нами было обнаружено 79 случаев использования междометий в произведениях ХХ века и 203 случая в произведениях ХХI века. Полученные данные свидетельствуют о том, что междометия стали неотъемлемой частью любой аффективной интеракции и их более частое за последнее десятилетие использование подчеркивает максимизированную эмоциональную насыщенность речи современного человека.

Отличительным признаком междометных единиц и конструкций данных временных периодов можно назвать также большее их разнообразие  в литературе ХХI века. Здесь встречается более яркий спектр междометий, появляются новые междометные образования. Их  основа отмеждометийные неологизмы – импликация звуков и звукоподражаний. Новыми междометиями являются междометия типа:

Yech или yuck – междометия, выражающие сильное отвращение;

Wow – восторг, удивление;

Ouch! – вскрик от несильной боли;

Oops! – вскрик, когда человек что-нибудь роняет.

Таким образом, междометия являются маркерами эмоционального коммуникативного поведения; они обогащают речь, делая её более экспрессивной, образной, а так же являются важнейшим маркером аффективной речи.


Библиографический список
  1. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 184 с
  2. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 1958. – 459 с.
  3. Кунин, А.В. Курс фразеологии современного английского языка: Уч. пос. для ин-тов и фак. иностр. яз.– 3-е изд., стереотип./А.В. Кунин. – Дубна: Феникс+, 2005. – 488 с.
  4. Шведова Н. Ю. «Междометия как грамматически значимый элемент предложения». «Вопросы языкознания>. 1957 г. № 1. Н. Ю. Шведова. Цит. соч. стр. 87
  5. Sheila Marie Hopkins “Broken Promises”, 1998.
  6. Danielle Steel “Five Days in Paris”, 1995.
  7. Andy Crowson “The Value of Life”, 2005.
  8. Richard L. De Shon “A Lonely Impulse”, 2006.
  9. Susan Bracken “A Courageous Battle”, 1997.


Все статьи автора «Никулина Екатерина Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: