РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Гуреев Максим Вячеславович
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Кандидат философских наук, Доцент кафедры теории, истории и философии культуры

Аннотация
В статье описывается роль гуманитарных исследований в жизни человека.

Ключевые слова: Гуманитарные дисциплины, культура


THE ROLE OF HUMANITARIAN STUDIES IN HUMAN LIFE

Gureev Maksim Vyacheslavovich
Novgorod State University of Yaroslav Mudriy
PhD, Associate Professor of Theory, History and Philosophy of Culture

Abstract
Article is about role of humanitarian studies in human life.

Рубрика: Культурология, Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Гуреев М.В. Роль гуманитарных исследований в жизни человека // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/07/1528 (дата обращения: 24.02.2024).

1) Человек не может жить и полноценно развиваться без глубинного самопознания. Гуманитарные исследования предоставляют таковую возможность в её прямом ценностно- и смыслообразующем варианте. В опосредованном же значении гуманитарными являются ВСЕ научные дисциплины, ибо все они без исключения созданы человеком, для человека и изучают деятельность человека в разнообразных её проявлениях (от творческих навыков в абстрактной математике до изучения взаимодействия человека и природы на уровне эмпирической экологии, от исследования психосоматических особенностей людей медицинскими и психологическими науками до анализа прикладных информационных технологий, без которых сегодня жизнь общества уже немыслима, и т.д.).

2) Давно пора развеять стереотип о том, что гуманитарные дисциплины якобы оперируют менее точными знаниями, нежели, к примеру, математические науки. Грош вам цена, как специалисту, да и вообще как универсально образованному человеку (не забывайте об этимологии слова «университет»!), если вы не можете отличить термин «культурная ассимиляция» от фрейдовского понятия «сублимация», если путаете культурологию с философией, если не умеете и не учитесь грамотно выражать свои мысли, а «факты» позитивистски ориентированной истории воспринимаете как объект для слепой веры. Если, к примеру, социальная философия допускает возможность существования нескольких различных точек зрения на одну и ту же проблему, то это не значит, что она не стремится к точности формулировок и определённости понятий. С другой стороны, о какой точности (читай: попадании в точку) можно говорить в случае восприятия математических понятий «+ ∞ (плюс бесконечность)» и « – ∞ (минус бесконечность)»? Где тут определённость? Речь в данном случае именно о расплывчатости. Разумеется, всё, что не поддаётся чисто рациональному анализу, всё, что не вписывается в МЕХАНИЗМ познания, навязываемый людьми или человекоподобными существами этому миру, удобно записать в понятие, подобное «бесконечности», «N-ому количеству», и т.д.
Познание человека и окружающего его мира отталкивается не только от рационалистической традиции Рэне Декарта и эмпирической – Фрэнсиса Бэкона, но и ориентировано на некие интуитивно прозреваемые сущности в духе восточных мудрецов, что не всегда вписывается в западные научные парадигмы. Монахам знаменитого храма Шаолинь приписывается изречение: «Самое сокровенное не выразишь словами», и, действительно, такие понятия, как «дух», «душа», «сущность человека» не поддаются математическому исчислению, но это не означает, что их нельзя с точностью до 100 % прочувствовать, вжиться в них изнутри. На уровне человеческих взаимоотношений опытный психолог, несмотря на всю рационально познаваемую «безупречность» индивида, невзирая на чёткую выверенность его имиджа, без труда определит, что перед ним негодяй, а не герой. Нечто похожее можно наблюдать и в научном познании. Всё начинается с озарения, и лишь потом следуют конкретные формулы и эксперименты. Здесь необходимо сказать о том, что есть определённая разница между открытием и изобретением: открытие – это всегда открытие того, что уже было в этом мире (возможно даже до нас), но мимо чего люди определённое время проходили мимо и не замечали. Не было подходящего угла зрения, не было проницательных наблюдателей, и тому подобные причины препятствовали открытию. Изобретение же – это внедрение в жизнь людей принципиально новых характеристик, естественной природе не присущих; это смешение, казалось бы, несмешиваемого; это прихоть самого человека, а не его адаптация к живому многообразию видов деятельности.
3) Одна из наиболее сложных проблем в научном подходе к изучению человека заключается в том, что развитие вида «Homo Sapiens» непредсказуемо и достаточно динамично. В то время, как готовятся к печати и внедрению в массы одни фундаментальные исследования по истории и философии человечества, появляются всё новые виды отклонений от некогда казавшейся определённой культурной программы развития. Уникальность каждого человека – это и его счастье, и источник дополнительных забот для него. Можно ли, хотя бы на теоретическом уровне, разложить по полочкам жизнь человека, сугубо рационально объяснить особенности его поведения и мышления? Возможно ли досконально и наиболее подробно изучить жизнь хотя бы ОДНОГО человека, не говоря уже об обществе в целом?!? Мы не жили в одно время с поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым, не пили чай с философом культуры Освальдом Шпенглером, и, уж тем более, не беседовали с легендарным философом Аристотелем… Насколько верны интерпретации их идей? Часто мы приписываем свою внутреннюю логику тем предметам и явлениям, которые обладали и обладают своей собственной уникальной логикой развития. Как много изощрённых форм литературоведческого и поэтологического анализа, исследований по семиотике культуры и т.д., но насколько эти знания объективны? Для того, чтобы изучить человека, надо изучить себя; во всём остальном гуманитариям, действительно, могут попенять на относительность их познания. Однако, есть ли Абсолютная Истина? Есть. Однако, она познаётся не с помощью «стерильной» научной методологии, а Путём обогащения своего жизненного человеческого опыта.



Все статьи автора «Гуреев Максим Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: