ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА


ВОЛЧКОВА Н.И., ФЕДЯЕВА М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1431 (дата обращения: 26.05.2017).

Модернизация содержания высшего образования в условиях информационного общества, проводимая в последние годы зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки будущих специалистов.

Основными мотивами поступления в вуз является желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.

Важнейшей задачей, стоящей перед современными вузами, является повышение качества обучения. Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает диагностика и формирование учебной мотивации студентов [1].

Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Основываясь на определении учебной деятельности как специфической деятельности субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие, на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом и решаемых обучающимся учебных задач, отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимание лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива.

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающая систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Иными словами, мотив можно определить как: побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; предмет материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Таким образом, понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки [2].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка); в-четвертых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к обучающимся, к делу; в-пятых, спецификой учебной дисциплины [3].

В этой связи существенна идея А.К. Марковой о том, что мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для обучающегося, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к обучающемуся, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к обучению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [4].

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы.

Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей учебной мотивации студентов вуза. В исследовании принимали участие студенты третьего курса в количестве 79 человек.

Для достижения поставленной цели нами применялась методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана, В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой. В данной методике имеется 7 шкал: коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебно – познавательные мотивы, социальные мотивы.
Результаты диагностики представлены на Рисунке 1.


Рис. 1. Результаты диагностики учебной мотивации студентов (n=79)

Анализ полученных результатов показал, что самые высокие показатели отмечаются по коммуникативному мотиву, что составило 64 %. Коммуникация является одной из основных форм активности человека, а коммуникативная мотивация, возникшая на основе глубинных человеческих потребностей в общении, не может не оказывать влияние на деятельность и поведение человека. Коммуникативные мотивы, являясь составной частью деятельностной мотивации, входят в структуру мотивации человека и способствуют достижению успеха в разных видах деятельности и, тем самым, развитию способностей к этим деятельностям.

Высокие показатели отмечены нами по шкале учебно – познавательный мотив, что составило 59 %, так как основной деятельностью студентов является учебная деятельность, направленная на усвоение способов добывания знаний. Мотивация направляет и регулирует деятельность, связывая ее с потребностями личности.

Низкие показатели отмечены по шкалам мотив избегания (53 %) и мотив престижа (56 %). Люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку. Избегающие неудачи чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Все мотивы находятся в иерархических отношениях между собой и в течение человеческой жизни могут меняться местами; второстепенные мотивы могут стать определяющими при смене жизненной ситуации или смене ведущего типа деятельности. От качественной характеристики мотивации (содержания мотивации) зависит продуктивность познавательной деятельности, уровень реализации возможностей человека в решении стоящих перед ним задач.

На основе вышеизложенного, мы акцентируем внимание на том, что доминирование того или иного типа мотивации объясняет активность, или пассивность обучения, выступает центральным психологическим регулятором учебных достижений и стержнем внутренней мотивации.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Логос, 2004. – 384 с.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2006.-512 с.
  3. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе 2005. №4.-С. 3-28.
  4. Маркова А.К. Психологические основы управления учебной деятельностью.- М.: Просвещение, 1991.- 298 с.




Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: