УДК 32

САММИТ АТЭС НА РУССКОМ ОСТРОВЕ: РЕАЛЬНОСТЬ ОЖИДАНИЙ ДЛЯ РОССИИ

Козлова А.Л.
Сыктывкарский Государственный Университет
Институт гуманитарных наук

Аннотация
Статья посвящена реальности ожиданий для России от Саммит АТЭС на Русском острове.

Ключевые слова: Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС, Саммит АТЭС


APEC SUMMIT ON RUSSIAN ISLAND: REALITY EXPECTATIONS FOR RUSSIA

Kozlova A.L.
Syktyvkar State University
Institute of Human Sciences

Abstract
This article is about expectations for Russia of APEC Summit on Russian Island.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Козлова А.Л. Саммит АТЭС на Русском острове: реальность ожиданий для России // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1416 (дата обращения: 28.05.2017).

Саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) призван стать крупнейшей внешнеполитической акцией России в 2012 году. Это событие нацелено построение «мостов» с экономиками АТЭС и расширение возможностей взаимного сближения России с потенциальными иностранными партнёрами.

Причина научного интереса к саммиту вызвана не только перспективами партнёрства России, но и ожидаемыми итогами от предстоящих переговоров. И поскольку в экспертных кругах до сих пор остаётся спорным ряд вопросов, выдвигаемых на повестку саммита, нашей целью является изучить возможные направления как внешней, так и внутренней политики российской стороны в АТЭС и по возможности дать прогноз её результатам.

Для осуществления поставленных целей предполагается: определить и обосновать приоритетные направления российской политики на предстоящем саммите; анализировать влияние возможных итогов саммита на будущее развитие российской части АТР и, в частности, на развитие  Владивостока; выявить перспективы партнёрства России с отдельными странами-членами АТЭС от предстоящего саммита.

Для решения поставленных задач были использованы две основные группы источников. Первая представляет отчётные материалы администрации Приморского края и  министров федерального уровня по степени подготовки Дальневосточной площадки для проведения саммита, а также заявления и приказы Президента и Премьер-министра РФ. Материалы взяты с официального сайта саммита АТЭС-2012.

Вторую группу представляют аналитические статьи экспертов в области международных отношений. Так монография востоковеда, профессора МГИМО А.Д. Воскресенского [1] оказала действенную помощь при сравнении внешней энергетической политики РФ и других стран  АТР, а научная статья Чрезвычайного и Полномочного Посла, заместителя директора Российского центра исследований АТЭС Глеба Ивашенцева [3]  послужила опорой при изучении структуры, целей и перспектив международного партнёрства России в рамках АТЭС.

Сегодня для большинства стран Северо-Восточной Азии Россия не является ощутимым фактором в их экономике. Поэтому приоритетной задачей России на предстоящем саммите является “затвердить” признание международным сообществом своей весомой роли в АТР. Второй важной задачей является развитие Приморья.

Стратегия России в АТР должна быть направлена на обеспечение:

- защиты национальных интересов и безопасности государства на его восточных рубежах;

- использования экономического и политического потенциалов АТР в целях модернизации и развития всей страны;

- достойной жизни населения тихоокеанского побережья России [3, с.22].

На Дальнем Востоке, как ни в каком другом регионе, тесно взаимосвязаны интересы внутренней и внешней безопасности России. Для решения внешних задач необходимо укрепление внутренней стабильности. В свою очередь, стабильное внутреннее развитие возможно лишь при отсутствии внешних угроз, при добрых отношениях с соседями.

Таким образом, основные внешнеполитические задачи нашей страны на саммите АТЭС связаны с экономическим развитием Дальнего Востока, совершенствованием его инфраструктуры, технологическим и инновационным оснащением продовольственной сферы, энергетической безопасности. Внутренние задачи – защита экологии и обеспечение национальной безопасности региона.

В сфере экономики конкретно можно говорить о сотрудничестве в области высоких технологий. О привлечении инвестиций партнёров по АТЭС к осуществлению крупных производственных и инфраструктурных проектов в Сибири и на российском Дальнем Востоке.

Предполагается охватить российскими инициативами выстраивание транспортно-логистических цепочек:

- совершенствование евро-азиатских транспортных коридоров и маршрутов и развитие альтернативных маршрутов в дополнение к традиционным коридорам через Малаккский пролив и Суэцкий канал;

- привлечение партнёров по АТЭС к модернизации Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали и тихоокеанских портов России;

- использование Северного морского пути для транзитных перевозок между портами;

- формирование эффективной терминально-складской сети;

- оснащение транспортных узлов и коридоров системами спутниковой навигации с использованием отечественной системы Глонасс;

- обеспечение антитеррористической защиты объектов транспорта и транспортных средств. [3, с.27]

В работе по внедрению современного технологического оснащения  главный упор делается на сельское хозяйство, где очень важно одновременно с ростом технологий учитывать смягчение колебаний цен на продовольственных ранках. С этой целью для нашей страны необходимо повышать качество и безопасность продуктов питания, бороться с незаконным промыслом и незаконной торговлей морепродуктами, которые наносят большой ущерб российской экономике. Все подобные меры способны в долгосрочной перспективе содействовать нашему сельскохозяйственному экспорту в АТР. А инициатива внедрения инноваций, по мнению экспертов Российского центра исследований АТЭС, будет благоприятствовать формированию высокотехнологичного сектора экономики, расширению взаимодействия университетов и научно-исследовательских институтов экономик-участниц.

По мнению экспертов, своё место должно занять взаимодействие в области энергетики. Здесь нашей стране есть что предложить, начиная со строительства атомных электростанций, большого опыта по обеспечению их безопасности и заканчивая обращением с отработавшим ядерным топливом. Россия уже активно сотрудничает в мирном использовании атомной энергии с Китаем и Вьетнамом, Японией и Южной Кореей.

Участие России в АТЭС потребует от нашей страны решения определённых внутренних задач, включая совершенствование российского законодательства.

В первую очередь эта тема включает болезненный для России вопрос законотворчества в экологической сфере. По оценкам экспертов, эта проблема включает вопросы энергетической безопасности, энергосбережения, загрязнения окружающей среды, изменение климата. И выработка чёткой позиции нашей страны по этим направлением осложняется существенными проблемами в законодательстве нашей страны в области экологии. [3, с.30]

На сегодняшний день проблема с выбросом неочищенных сточных вод  в океан не решена. Начать природоохранные планируется непосредственно с самого места проведения саммита – одного из мегаполисов страны – Владивостока.

Но даже при частичном решении этой проблемы российскими властями несовершенство в законодательстве по вопросу экспорта «неэкологических» товаров остаётся ключевым пунктом для его критики со стороны потенциальных иностранных партнёров.

Для российского Дальнего Востока наиболее характерной проблемой является недостаточное развитие инфраструктуры и инноваций в регионе, из-за этого – отток населения и его низкая плотность. Следствие того – пессимизм в настроениях местного населения.

В свете этих проблем наиболее важным решением представляется, в первую очередь, развитие инфраструктуры региона. Поскольку выстраивание транспортно-логистических цепочек в регионе является одной из приоритетных задач России на предстоящем саммите, можно надеяться на качественный прорыв на данном направлении.

Необходимо иметь в виду, что развитие инфраструктуры в труднодоступном регионе позволит интенсифицировать торговое сотрудничество с близлежащими странами, «сцементировать» экономические отношения. Кроме того следует учитывать, что развитие технологической основы для будущих инноваций предполагает и значительные вложения в инфраструктуру, НИОКР, а также подготовку кадров. Все вышеперечисленные элементы способны создать более качественные условия жизни в регионе и способствовать увеличению количества рабочих мест в сочетании с жилищным строительством.

Все вышеперечисленные шаги в интересах модернизационного и инновационного развития районов  Дальнего Востока, подкреплены законодательной базой местного и федерального уровня [2].  Для реализации краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры -  создание «крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра региона» [4]  на базе  Владивостока. Бóльшую часть работ запланировано выполнить к моменту проведения саммита-2012. В целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации ещё в 1996 году утвердило федеральную целевую Программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Парадокс экономического развития Дальнего Востока состоит в том, что, обладая уникальным природным потенциалом,   экономика региона охарактеризована как слабая, имеющая преимущественно сырьевую направленность [5].

Таким образом, создание современной инфраструктуры и развитие товарно-денежных отношений  в регионе сделает возможным его дальнейшее развитие. Это в свою очередь сделает регион более привлекательным для жизни, а, следовательно, будет способствовать частичному решению демографической ситуации на малочисленном российском Дальнем Востоке.

Проведение саммита форума АТЭС во Владивостоке – форпосте российского присутствия на Тихом океане – даёт возможность развернуть перед членами азиатско-тихоокеанского сообщества перспективы партнёрства и через это партнёрство обеспечить экономическую и политическую безопасность в регионе.

Для России в АТР эксперты выделяют двух действительно важных экономических партнёров: КНР и Японию. Однако отношения с ними, как и с другими странами АТР, нельзя назвать простыми. Так в экспорте России КНР занимает уровень 4,8-5%, а Япония – 2,9-3%. Среди иных партнёров по экспорту товаров России в АТР следует отметить Гонконг, Северную и Южную Корею, Тайвань, которые занимают долю на уровень ниже 1% от всего экспорта России. [1, с.91].  стоит согласиться  с мнением специалистов по востоковедению, что Япония могла бы стать приоритетным для России партнёром, как это было первоначально. Но несовпадающие позиции сторон в территориальном споре не позволяют объективно решать массу  экономических вопросов, в том числе о принятии стратегического решения Японии инвестировать крупный капитал в Россию [1, с.87,96].

В 2009 году у России была возможность наладить выгодное сотрудничество с Сингапуром по развитию транспортно-логистических цепочек. Но из-за неэффективности российских стандартов (неэффективная транспортная инфраструктура, неэффективные условия пересечения границ), урегулирования трансграничного движения товаров и услуг с Сингапуром не произошло.

Особого внимания заслуживает Корейский полуостров. Развитие добрососедских отношений с корейскими партнёрами по АТЭС непосредственно повлияет на безопасность России и, как отмечают эксперты, откроет перспективу значительной экономической динамики – транспортные, энергетические и крупные экономические проекты [1, с.99].

В целом динамика на перечисленных направлениях развития за последние годы была скорее пониженная. В качестве исключения можно выделить лишь российско-китайское энергетическое взаимодействие, которое имеет шанс остаться стержнем внешней политики России в АТР.

Пока не наблюдается тенденция к стремительному увеличению торговых отношений России со странами АТР. Но переломить эту традицию можно, стимулировав форсированное экономическое развитие Дальнего Востока и проявив незаурядную политическую волю. Важным стимулом для успеха российской дипломатии на Востоке является возможность напрямую  воздействовать на свою роль в центрально-азиатских интеграционных образованиях.

В связи  с вышеизложенным  можно спрогнозировать следующее:

  1. Ключевым ожиданием для российских дипломатов на саммите АТЭС-2012 может стать выстраивание курса по разработки целого комплекса экономических, внутри- и внешнеполитических мер для того, чтобы заставить дальневосточный регион «работать» на российскую экономику. Существенное место здесь, судя по всему, должно принадлежать реализации долгосрочных энергетических проектов, нацеленных на развитие отношений с партнёрами в АТР. В свете перехода многих стран АТР на новый технологический и экологический уровень производства, важным шагом для России должна стать разработка и внедрение инновационной экологической программы на собственных предприятиях. Для совершенствования российского внутреннего законодательства по экологическим вопросам и его приближения к международным стандартам, необходимо учитывать предложения партнёров по АТЭС – главных инициаторов этих стандартов (в частности, недавнего председателя АТЭС – США) .
  2. Воссоздание Дальнего Востока и Владивостока является перспективным направлением для привлечения инвестиций как отечественных, так и зарубежных. В этой связи силы следовало бы направить, во-первых, на распространение информации для партнёров об актуальной  ситуации в мегаполисе, во-вторых, на преодоление инфраструктурной разобщённости регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, где в последние два десятилетия очевидна их определённая хозяйственная оторванность от европейской части страны.  Всячески стимулировать и поощрять  отношения с потенциальными партнёрами России по АТЭС – Китаем, Японией, США.

Площадка саммита АТЭС-2012 может стать серьёзным подспорьем для осуществления этих задач.

Безусловно, такие масштабные задачи потребуют колоссальных капиталовложений, осуществить которые в одиночку Россия пока не в состоянии. Выход в данном случае в международном сотрудничестве, которое осуществлялось бы по российским законам на условиях взаимной выгоды.

Таким образом, несмотря на динамичность внешней экономической политики России на всех направлениях, азиатский вектор может стать одним из основных во внешней политике страны на ближайшие десятилетия. А развитие дальневосточного центра и перспективы взаимодействия России с её партнёрами по АТЭС -  стержнем внешней политики России в АТР.


Библиографический список
  1. Воскресенский А.Д. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и энергетическая безопасность. М.: ЛЕНАНД, 2006.  128с.
  2. АТЭС. Документы  [Электронный ресурс]. – URL: http://apec.primorsky.ru/documents.html (дата обращения: 11.06.2012).
  3. Ивашенцев Г. Саммит АТЭС-2012: Тихоокеанские горизонты России//Международная жизнь. 2012. № 2.
  4. Краевая целевая Программа «Развитие г. Владивостока как центра международного Сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском Регионе» на 2008 – 2011 годы,  от 17.03.2008 N 226-КЗ (в ред. Законов Приморского края от 14.07.2008 N 295-КЗ, от 08.06.2009 N 429-КЗ, от 29.06.2009 N 443-КЗ, от 20.08.2009 N 491-КЗ, от 28.10.2009 N 513-КЗ, от 09.11.2009 N 519-КЗ), п.2. Цели и задачи Программы [Электронный ресурс]. – URL:  http://apec.primorsky.ru/documents/regional/zakon_prim_226kz_17032008.html (дата обращения: 11.06.2012).
  5. Федеральная целевая Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» от 15 апреля 1996 г. N 480 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.11.2007 N 801, от 19.04.2008 N 286, от 02.06.2008 N 423, от 25.08.2008 N 644, от 10.01.2009 N 15, от 31.07.2009 N 633, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 23.04.1996 N 601), п.2. Анализ социально-экономического положения Дальнего Востока и Забайкалья [Электронный ресурс]. – URL:   http://apec.primorsky.ru/documents/federal/post_480_15041996.html (дата обращения: 11.06.2012).
  6. APEC Priorities [Электронный ресурс]. – URL:   http://www.apec2012.ru/docs/about/priorities.html (дата обращения: 11.06.2012).


Все статьи автора «sever2100»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: