УДК 32

СИТУАЦИИ И ЦЕЛИ ПУБЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПОЛИТИКОВ

Балыхина Т.М.1, Нетёсина М.С.2
1Российский университет дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор, декан ФПКП РКИ
2Российский университет дружбы народов, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
Целью проекта было проанализировать звучащую речь мегаполиса (Москвы) и выявить языковые средства и речевые тактики успешного общения между людьми различных профессий, национальностей, статусных ролей. При этом важно сосредоточить внимание на психологических и социальных факторах речевой деятельности. Язык, будучи, принадлежностью группы, навязывается ей, и благодаря этому он является реальностью не только физиологической и психической, но прежде всего социальной.

Ключевые слова: публичное общение политиков


SITUATIONS AND PURPOSES OF PUBLIC COMMUNICATION OF POLITICIANS

Balyhina T.M.1, Netesina M.S.2
1Russian University of Peoples' Friendship, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dekan FPKP RKI
2Russian University of Peoples' Friendship, Ph.D., associate professor

Abstract
The aim of the project was to analyze the sounding speech of metropolis (Moscow) and to identify the language tools and tactics of successful verbal communication between people of different professions, nationalities and status roles. It is important to focus on the psychological and social factors of speech activity. Language, being the group affiliation, is imposed, and is a reality not only physiological and psychological, but above all social.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Ситуации и цели публичного общения политиков // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/04/882 (дата обращения: 27.05.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Коммуникативное пространство мегаполиса: анализ звучащей речи» за № 11-04-00071а

 

Целью проекта было проанализировать звучащую речь мегаполиса (Москвы) и выявить языковые средства и речевые тактики успешного общения между людьми различных профессий, национальностей, статусных ролей. При этом важно сосредоточить внимание на психологических и социальных факторах речевой деятельности. Язык, будучи, принадлежностью группы, навязывается ей, и благодаря этому он является реальностью не только физиологической и психической, но прежде всего социальной [1].

Коммуникативное пространство мегаполиса многоаспектно.  Понятие речевого портрета группы носителей языка не является новым в лингвистике (работы Б.А. Ларина, М.В. Панова, Т.Г. Винокур, Т.М. Николаевой, Л.П. Крысина, У. Лабова, Р. Мак-Дэвид, Р. Фэйсолда и др.). Так, Т.М. Николаева ставит вопрос о построении таких речевых, или социолингвистических, портретов, в которых был бы компонент, характеризующий тактику речевого поведения (выбор из ряда вариантов одних элементов и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других). М.В. Панов, выбирая модель для создания фонетического портрета, обосновывал свой выбор социальными и социокультурными соображениями (принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определённой культурной традиции, наличие локальных речевых особенностей).

Современные политологи определяют политику как «особый сложный вид деятельности, связанный прежде всего с речевой деятельностью и имеющий отношение к искусству исполнения, а не созидания» (М.Крэнстон), а современная политология «признает невозможным рассмотрение политических структур и процессов в отрыве от рассмотрения обслуживающего их языка» (С. Илл). У нас общепринятым стало называть политиком любого человека, обладающего какой бы то ни было властью или хоть некоторым влиянием, кем бы этот человек ни был и чем бы профессионально ни занимался.

В группу «политиков» входят представители власти – президент, его полпреды, премьер; государственные служащие высшего ранга, руководители и члены политических партий, претенденты на пост президента, члены Государственной Думы; те, кто непосредственно представляет власть для населения, осуществляя приём граждан по тем или иным вопросам. Эти люди – лицо страны, именно они во многом формируют имидж страны, региона, мегаполиса. С другой стороны, политики оказывают громадное влияние на общество, на общественное сознание людей, влияют на речевую культуру страны.

В ходе исследования сбор материала, выборка и описание проходили с учётом ряда  принципов (в их числе  – принцип множественности, неоднородности описываемого объекта; принцип неединственности типичного представителя выделенной социальной группы (Л.П. Крысин); принцип фиксации ярких диагносцирующих пятен (Т.М. Николаева).

Речевое общение политиков происходит в разных сферах жизни: официальное общение, скованное протоколом; официальное общение, не скованное протоколом; устное публичное выступление перед аудиторией; неофициальное общение с рядовыми жителями во время рабочих поездок по стране и т.д.

Жанры публичной политической речи определяются ситуациями и целями выступлений, в соответствии с которыми подбираются подходящие стилистические средства. Жанры публичной речи имеют свою специфику.

На митингах произносятся предвыборные речи кандидатов, речи в поддержку кандидатов, речи в поддержку или против проводимого политического курса, делаются политические заявления. Главные качества речей на митингах – яркость, убедительность, запоминаемость. В таких речах уместны простые, понятные лозунги, нейтральные и разговорные слова и конструкции, отдельные элементы высокого стиля, понятные широкой общественности.

На заседаниях парламента и региональных законодательных собраний депутаты выступают с речами в поддержку и против обсуждаемых законопроектов, задают вопросы авторам законопроектов, высказываются по повестке дня, по мотивам голосования, по процедурным вопросам. Парламентские выступления требуют более сложных и разнообразных речевых средств, большей строгости и точности речи. В них не обойтись без юридической и экономической терминологии, сложных оборотов официально-деловой речи. В стенах парламента неуместны разговорные, а тем более жаргонные лексические и фразеологические единицы. Парламентские выступления должны быть одновременно и деловыми, и убедительными для участников заседания. Это делает необходимым использовать в парламентских речах эмоционально окрашенную литературную лексику. Убедительность достигается также логичностью речи и выразительностью синтаксического строя речи. Для руководителей законодательной власти существенны риторические умения и соблюдение коммуникативных норм в процессе руководства пленарными заседаниями, что составляет основу их профессиональной деятельности.

На официальных церемониях награждения, вступления в должность их участники выступают с торжественными, приветственными и ответными речами. Официальные выступления на торжественных церемониях представляют собой особую группу жанров, стиль которых должен соответствовать значимости события и обстановке. В таких случаях принято обращаться к высокой книжной лексике, высказываться кратко и официально.

Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи являются жанрами социально-политического красноречия.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчёт о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально-окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Не менее важно умение политиков общаться с малознакомыми людьми в непосредственном контакте и придавать этому общению как можно более непринуждённый, персонально адресованный характер. Умение общаться требует владения речевой культурой – полнофункциональным или неполнофункциональним её типом.

Названные ситуации актуализируют использование так называемого языка политики, и главная из них, безусловно, – ситуация в пределах специальной профессиональной сферы – политики. Этот язык полифункционален и полиструктурен, как любой профессиональный, или специальный, язык. Он обладает внутренней стилистической неоднородностью, что отражено в «многослойной модели», разработанной на материале немецкого языка, но явно носящей универсальный характер: научный язык, деловой язык, профессиональный разговорный язык. Российские учёные выделяют три основных слоя. Первый слой – это научный язык, второй слой – это профессиональный разговорный (цеховой) язык, который состоит прежде всего из нестрого определённых профессиональных слов и жаргонизмов, третий слой – язык распределяющий, т.е. язык агитации и рекламы [2].

Среди необходимых качеств политической рекламы [3]:

  • активный стиль, который включает критику действующего депутата, партии, способность постоянно бросать вызов своим оппонентам, обсуждать те проблемы, которые правящая элита не в состоянии решать;
  • обращение к чувствам избирателей (тревоги, страха, ощущения того, что всё, что делалось прежде, неверно), преодоление их состояния растерянности указанием на то, что все проблемы разрешатся с избранием претендента;
  • понятность, убедительность, запоминаемость, которые способствуют формированию в сознании людей желательной для кандидата психологической установки (представляет собой позитивное или негативное отношение избирателя к конкретным объектам, идеям, жизненным ситуациям);
  • учёт различий, которые существуют между информацией и убеждением (для того, чтобы донести до избирателя преимущества кандидата, важно помнить, что путь от знаний к убеждениям, ценностям проходит через восприятие, понимание и запоминание);
  • для воздействия на поведение избирателя использовать как метод убеждения, обращаясь к рациональной сфере сознания, так и метод  внушения, использующий способность людей воспринимать информацию без предъявления достоверных доказательств (он обращён к чувствам, привычкам, стереотипам, традициям, символам).; кроме того, существует большой спектр манипулятивных приёмов воздействия, а также так называемых грязных технологий.

Исследователи отмечают, что эффект политических речей связан с их стилистикой [3 и др.]. Так, язык «увещеваний», агитации и рекламы используется в период избирательных кампаний в целях достижения массовой поддержки. Назначение языка закона – создать ощущение объективности закона, его способности отражать интересы большинства, а не отдельных групп населения. При этом используются чёткие определения, термины, понятия, смысл которых не подвержен сиюминутным настроениям. Административный язык, язык распоряжений и приказов, идущих от исполнительной власти, часто оперирует расплывчатыми и неконкретными терминами типа «справедливость», «демократия», «народовластие».

Итак, успех речевого общения политиков зависит, не в последнюю очередь, от конкретной ситуации, цели этого общения, от того, как соотносится, что хочет передать говорящий, и каким образом он говорит это.


Библиографический список
  1. Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. – М.: Изд-во РУДН, 2004.
  2. Гарбовский Н.К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект)//Функционирование системы языка и речи. – М., 1989.
  3. Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011.


Все статьи автора «balykhinatm@mail.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: