СЕРГЕЕВ П.В. СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ УСТАНОВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УСМОТРЕНИЯ СТОРОН ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УСЛОВИЙ ЗАКЛЮЧАЕМОГО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОГОВОРА О ЦЕНЕ ТОВАРА

Ключевые слова: , , , ,


СЕРГЕЕВ П.В. СООТНОШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ УСТАНОВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УСМОТРЕНИЯ СТОРОН ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УСЛОВИЙ ЗАКЛЮЧАЕМОГО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОГОВОРА О ЦЕНЕ ТОВАРА


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/04/1613 (дата обращения: 22.02.2024).

Как известно, коммерческие операции и некоммерческие организации несовместимы лишь в своих филологических корнях, на практике же многие некоммерческие организации, в том числе и религиозные, активно участвуют в торговых отношениях. Так, например, обороты от коммерческой деятельности Русской православной церкви в 2000 году измерялись, по меньшей мере, сотнями миллионов долларов США [8], а доля участия российских исламских организаций в мировом товарообороте халяль-продукции, оцениваемом в 2011 году в сумме не менее 500 миллиардов долларов США, по некоторым оценкам увеличивается ежегодно на 30-40% [6].

Поступательное развитие торговой деятельности религиозных организаций обусловлено как предоставлением им стимулирующих налоговых льгот (согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 149 и статье 251 Налогового кодекса РФ реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы религиозными организациями и созданными ими организациями не подлежит налогообложению, а денежные средства и имущественные права, которые получены религиозной организацией от реализации указанных объектов не учитываются при определении налоговой базы), так и положениями принятого 26 сентября 1997 года Федерального Закона N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые не только допускают интеграцию религиозных организаций в коммерческие отношения, но и предоставляют дополнительные гарантии того, что осуществление торговой деятельности не вступит в противоречие с их внутренним укладом. Последнее обстоятельство часто не учитывается контрагентами религиозных организаций, полагающими, что правовые последствия заключаемых с ними сделок определяются исключительно нормами гражданского законодательства. Это связано с явно недостаточной изученностью проблемы соотношения положений светского законодательства и внутренних установлений религиозных организаций.

В результате компании либо заключают торговые договоры с религиозными организациями практически вслепую и, как следствие, попадают в сложные правовые ситуации, либо, осознавая существующую неопределённость в регулировании деятельности религиозных организаций, отказываются рассматривать их в качестве своих потенциальных контрагентов. Вполне естественно, что такая ситуация крайне невыгодна как самим религиозным организациям, так и их возможным партнёрам.

Единственным выходом из сложившегося положения является более глубокое исследование влияния внутренних установлений религиозных организаций на отдельные аспекты коммерческой деятельности данных субъектов. В свете всё возрастающего интереса к проблеме договорного ценообразования со стороны как государственных структур (12 апреля 2011 года на официальном сайте ФАС РФ был размещён проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», затрагивающий, в том числе, и вопросы ценообразования [4]), так и исследователей (проблемам правового регулирования формирования цены в торговых договорах была посвящена организованная 28 октября 2011 года кафедрой коммерческого права и основ правоведения МГУ VIII всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы коммерческого права России»[9]) к числу наиболее актуальных аспектов обозначенной проблемы можно отнести особенности, свойственные применяемым религиозными организациями механизмам регулирования цены на товар.

Специфика формирования религиозными организациями цены на товар, как и особенности регулирования их деятельности вообще, определяются статьёй 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая признаёт в качестве императивного регулятора деятельности религиозной организации её внутренние установления. Под последними обычно понимаются положения локальных актов религиозной организации[7], правила поведения[3] и нормы религиозного права – самостоятельной, в некоторых случаях кодифицированной, системы права, регламентирующей устройство и положение религиозных организаций, порождаемые ими отношения и взаимодействие с другими лицами и государством[2]. В связи с этим собственно и встаёт вопрос – как соотносятся внутренние установления религиозной организации и договорная цена, устанавливаемая на реализуемый или приобретаемый религиозной организацией товар?

Согласно статье 485 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Так как «усмотрение сторон» в контексте указанной статьи фактически подразумевает выбор субъектом одной из нескольких законных альтернатив[1], а процедура выбора относится законодателем к регулируемым элементам деятельности юридического лица, очевидно, что в силу статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» выбор религиозной организацией цены на товар либо порядка её определения должен осуществляться в соответствии с её внутренними установлениями. Таким образом, содержание условия договора о цене на товар заранее предопределено для религиозных организаций статьёй 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предписывающей устанавливать её с учётом внутренних установлений.

В качестве примера внутренних установлений, влияющих на формирование цены, можно привести существующее в рамках Римско-католической церкви учение о справедливой цене, разработанное в противовес римскому праву, позволявшему определять цену на товар в результате свободного договора. Каноническое право признаёт лишь справедливую цену, то есть цену, в которой соблюдено пропорциональное равенство, основанное на обмене эквивалентов. Такое понимание восходит к первоначальному христианству («Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» – Мк., 4:24; Мф., 7:2; Лк., 6:38) и подразумевает невозможность извлечения прибыли при осуществлении торговых операций.

Исходя из изложенного, заключение торговых договоров с римско-католическими религиозными организациями в рамках предпринимательской деятельности представляется не имеющим никакого смысла, так как ни одна из сторон сделки не должна иметь прибыли по результатам её совершения. Если же учение о справедливой цене будет проигнорировано договаривающимися сторонами, и цена договора будет сформирована с учётом прибыли, существует риск, что условие договора о цене будет квалифицировано как недействительное, так как в случае если законом предусмотрено, что договор заключается на заранее предопределяемых чем-либо (необязательно правовым актом) условиях судебная практика исходит из того, что нарушение этих условий влечёт ничтожность сделки применительно к статье 168 Гражданского кодекса РФ. Например, согласно определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2008 года N 14279/08 по делу N А40-3785/08-22-21, нарушение части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которой контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, является основанием для применения статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Казалось бы, при таких обстоятельствах Римская католическая церковь не имеет шансов стать сколь-либо значимым субъектом коммерческих отношений. Но тем и осложняетсяситуация для контрагентов религиозных организаций, что внутренние предписания последних зачастую обладают многозначностью, основанной на системном толковании религиозных норм в богословской традиции. Так, например, вышеуказанное учение о справедливой цене приобретает совершенно иную смысловую нагрузку в трактатах Фомы Аквинского. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский ставил справедливую цену какой-либо вещи в зависимость от степени пользы, извлекаемой из нее: «цена вещи рассматривается не по ее природе, а по степени ее употребления»[5]. Как следствие, на справедливую цену, по его мнению, влияют не только трудовые затраты, но и спрос-предложение, в связи с чем в дальнейших рассуждениях Фома Аквинский в качестве справедливой цены рассматривает в основном среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях, что коррелирует с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ («в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары») и позволяет изначально включить в цену товара усреднённую прибыль продавца.

Из изложенного фактически следует, что правоприменитель, рассматривая вопрос о правомерности договорного определения цены на товар религиозной организацией католического толка, должен изучить полутора-тысячелетнюю богословскую традицию толкования понятия справедливой цены. И это лишь один пример, связанный с лишь одной религиозной организацией. На практике же очень многие религиозные организации имеют собственные уникальные методики определения цены на товар, включённые в их внутренние установления и, в связи с этим, подлежащие обязательному учёту при согласовании условий договора о цене (например, в мусульманской традиции существует свод правил, регулирующих величину разрыва между оптовыми и розничными ценами).

Очевидно, что в ряде случаев данная ситуация, при аккумулировании религиозными организациями значительных материальных ресурсов, необоснованно осложняет коммерческий оборот и не соответствует целям развития и устойчивости экономических отношений в стране. С другой стороны, нельзя не отметить, что наличие в рамках внутренних установлений религиозных организаций дифференцированных, основанных на многовековой традиции механизмов правового регулирования ценообразованияи возможность их исследования способствуют взаимному обогащению двух систем права, так как многие жизненно важные элементы современных светских правовых систем испытали и продолжают испытывать влияние права религиозного, особенно канонического. Так или иначе, даже беглый взгляд на проблему даёт понять, что на сегодняшний день существует острая необходимость научных исследований обозначенной темы, особенно в условиях постоянно возрастающего влияния Русской православной церкви и увеличения числа религиозных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999. С. 13.

[2] Боровой Д.Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования : Дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ставрополь, 2004 178 c. РГБ ОД, 61:05-12/690.

[3] Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2004. С. 567.

[4] О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50682.html (дата обращения: 26.11.11).

[5] Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М., 1997. Лекция 4.

[6] Халяль в России. URL : http://www.halalrf.ru/newslist?i=1369 (дата обращения: 26.11.11).

[7] Черняева Д.В. Регулирование труда работников религиозных организаций в РФ: проблемы решенные и нерешенные // Трудовое право. 2003. № 6. С. 8.

[8] Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая / Н.А. Митрохин, М.Ю. Эдельштейн; отв. редактор и авт. предисловия Л.М. Тимофеев. М., 2000.

[9] VIII всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы коммерческого права России». URL: http://www.law.msu.ru/node/19340 (дата обращения: 26.11.11).



Все статьи автора «Luciy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: