УДК 37

НА КАНИКУЛЫ В ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

Чехонина И.Е.1, Титова Л.А.1
1Российский университет дружбы народов, Кафедра русского языка медицинского факультета

Аннотация
Данная статья является частью учебного пособия, предназначенного для студентов-нефилологов, обучающихся на первом курсе ( аспект – общее владение языком). Целью пособия является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рaмках актуальных для студентов тем.

Ключевые слова: Великий Устюг, формирование коммуникативной компетенции


VACATION IN VELIKIY USTUG

Chehonina I.E.1, Titova L.A.1
1Russian University of Peoples' Friendship, Department of Russian Language Faculty of Medicine

Abstract
This article is part of a textbook designed for students nefilologov enrolled in the first year (dimension - total command of the language.) The purpose of the manual is the formation of the communicative competence of students in ramkah relevant to those students.

Рубрика: Педагогика, Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Чехонина И.Е., Титова Л.А. На каникулы в Великий Устюг // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/04/1027 (дата обращения: 11.06.2018).

Поскольку культурологическая составляющая является неотъемлемой частью аспекта «общее владение»,  данное пособие будет знакомить иностранных учащихся с культурными особенностями России , что поможет им в будущем быть активными участниками диалога культур. Уроки построены таким образом, что студенты, каждый раз, узнавая что-то новое о России, смогут использовать эту информацию для сравнения с тем, что существует в их стране. При проведении данных уроков использование наглядных материалов обязательно (фотографии, видео). Вначале предлагаются упражнения, которые помогают учащимся понять незнакомые слова и словосочетания с помощью разнообразных форм их предъявления и семантизации . Далее предполагается самостоятельное прочтение текста . Послетекстовые задания обеспечивают воспроизведение содержания текста. В процессе дальнейшей работы над текстом у студентов формируются собственные суждения о прочитанном. Так, например , узнав много интересного об уникальном городе русского севера Великом Устюге – музее под открытом небом – студенты с удовольствием рассказывают о подобных городах-музеях в родной стране , выражают желание поехать на экскурсию в этот удивительный северный город и приглашают посетить их родину.

Урок 1.
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ
Задание 1. С помощью словаря переведите следующие слова:
Титул, явление, зодчество, порт, пристань, ремесло, промысел .
Задание 2. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов, исходя из их словообразовательных связей.
Торговля, славный, делать, воин, богач, торговать, резать, торговец, война, богатство, резчик, славиться, торговый, богатый, изделие, военный, резьба, слава.
Задание 3. Составьте словосочетания (где это возможно) со словами центр и процесс.
исторический
центр торговый
процесс туристический
административный
областной
Задание 4. Как вы думаете, какие прилагательные могут продолжить этот ряд ? Уникальный – неповторимый, …
Слова для справок: интересный, оригинальный, своеобразный, удивительный, необыкновенный, красивый, маленький, большой, несравненный.
Задание 5. Выберите слова , с которыми может сочетаться прилагательное художественный.
Фильм, магазин, промысел, дом, руководитель, инженер, выставка.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.
Задание 6.
А. Обратите внимание на сочетаемость выделенных глаголов:
записывать – записать студентов на экскурсию, друга на приём к хирургу, адрес в записную книжку
списывать – списать слова с доски, контрольную работу у друга,
сочинение из учебника
вписывать – вписать пропущенные слова в таблицу, фамилию друга в
список, интересную страницу в историю (перен.)
Б. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, приведённые в зад. 1а.
1). Чтобы не забыть номер телефона , я решила … его в блокнот.2). К нам в группу пришёл новый студент. Староста …. его фамилию в журнал. 3). Вчера мы писали диктант. Я был не готов, поэтому всё … у друга. 4). Этот город … яркую страницу в историю нашей страны. 5) Преподаватель сказал, чтобы мы … с доски все новые глаголы . 6). Я … в свою рабочую тетрадь всё, что ты рассказал мне.
Задание 7. Составьте все возможные словосочетания по модели прилаг + сущ., используя слова в правой и левой колонках.
воин архитектурный
художник храбрый
ремесло талантливый
памятник музейный
экспозиция редкий
богатства природный
Задание 8. Прочитайте текст.
Русский север – край особый. Он привлекает не только красивой природой и природными богатствами. Русский Север богат уникальными архитектурными памятниками, здесь хорошо развиты народные промыслы. Одно из ведущих мест в истории русского зодчества, а также развития художественных промыслов принадлежит Вологодской земле с её городами Вологдой и Великим Устюгом.
Великий Устюг
Город Великий Устюг расположен на северо – востоке Вологодской области, в 524 км от Вологды. Он основан в 1147 году (город-ровесник Вологды и Москвы). Этот город вписал в историю России немало интересных страниц. В 12 веке он получил титул “Великий” – за большой вклад в развитие торговли . В наше время Великий Устюг является центром редких ремесел. Кроме этого, здесь много известных архитектурных памятников и музейных экспозиций. В этом городе жили храбрые воины , талантливые художники , купцы , ремесленники, смелые путешественники. Герб Великого Устюга символично подчёркивает выгодное географическое положение, благодаря которому в старину город являлся торговым центром Руси. Сегодняшний Великий Устюг – уникальный город-музей под открытым небом с населением 35,4 тысячи человек. В городе есть пристань и порт на реке Сухоне, туристический центр . Великий Устюг и его окрестности одно из красивейших мест Вологодской области и всей России. Без преувеличения город – сказка, единственный на севере город, который по праву называется великим. Много веков он удивляет самобытностью художественных промыслов. Он славится серебряно- черневыми изделиями всемирно известного завода “Северная чернь”, изделиями фабрики “Великоустюгские узоры” (сохранившимся народным промыслом 18 века – резьбой по бересте и дереву).
Задание 9.
А. Распространите следующие высказывания. В случае затруднений, обратитесь к тексту.
1. Город Великий Устюг был основан в 1147 году.
2. В двенадцатом веке он получил титул «Великий».
3. В этот город приезжает много туристов.
4. Народные промыслы продолжают жить.
В. Ответьте на вопросы.
1. Что вы можете сказать о географическом положении Великого Устюга?
2. Посмотрите на герб города. О чём он может рассказать?
3. Можно ли назвать современный Великий Устюг уникальным городом –музеем под открытым небом?
4. Что говорит о том, что народные промыслы в Великом Устюге не забыты?
5. Какой город вашей страны вы могли бы назвать городом-сказкой? Почему?
6. Вам захотелось поехать в этот город ? Почему?
Урок 2.
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ – РОДИНА ДЕДА МОРОЗА
Звдание1. Определите значение слов исходя из значений их составных частей.
Межрегиональный, новогодний.
Задание 2. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей.
Дуть, организовать, строить, развлекательный, строитель, развлечение, традиция, строительный, традиционный, нация, развлекать, национальный, организация, национальность, надуть, инициатива, постройка, инициативный., надувной, организатор, стройка, инициатор.
Задание3. Определите значение выделенных слов, исходя из контекста.
Сегодня он не сможет ловить рыбу, потому что забыл удочку дома. Сегодня мой друг едет отдыхать на море. Он не умеет плавать , поэтому он решил взять с собой надувной матрас. На нём можно плавать лёжа.
Задание 4. Прочитайте текст.
Во время новогодних праздников на улицах Москвы можно увидеть Деда Мороза. В России есть город, в котором Дед Мороз живёт двенадцать месяцев в году.
Великий Устюг – родина Деда Мороза
С 1998 года в старинном русском городе Великий Устюг по инициативе Правительства Москвы и администрации Вологодской области реализуется межрегиональный проект “Великий Устюг – родина Деда Мороза”.
Цель проекта – объединить национальные традиции через соприкосновение с образом Деда Мороза.
Проект развивается очень быстро. В Великом Устюге строятся гостиницы, торговые комплексы, рестораны, кафе, дороги.
Одна из целей организаторов проекта – создать единое праздничное действие в течение всего календарного года..
Вотчина Деда Мороза находится в 15 км от Великого Устюга, на берегу реки в сосновом лесу. На ее территории расположен Дом Деда Мороза, гостиница и комфортабельные коттеджи оригинальной деревянной постройки . Для отдыха имеется всё необходимое лыжи, санки, лодки, удочки, надувные матрасы. Здесь можно покататься на лошадях, санях, поводить хоровод вокруг елки, принять участие в многочисленных конкурсах.
В этом месте строится парк развлечений “Двенадцать месяцев в Вотчине Деда Мороза”. В самом городе Великий Устюг находится “Почта Деда Мороза”.Это специализированное почтовое отделение, которое принимает и отправляет всю переписку Деда Мороза. Турист имеет возможность отправить праздничные открытки и письма друзьям и родственникам со специальной печатью и автографом Деда Мороза. Почта Деда Мороза получает письма не только из всех регионов России, но и многих стран мира.
Ежегодно десятки тысяч детей и взрослых приезжают на родину Деда Мороза в Великий Устюг.
В последних числах декабря в Великом Устюге проходит традиционный праздник Встречи Деда Мороза, который сопровождается развлекательными программами..
Задание 5. Продолжите предложения, используя данные ниже слова для справок.
1. Вотчина Деда Мороза – …
2. Великий Устюг – Родина Деда Мороза» -…
3. «Двенадцать месяцев в вотчине Деда Мороза» – …
Слова для справок: а)парк развлечений; б)межрегиональный проект; в)территория, на которой расположен Дом Деда Мороза и другие постройки.
Задание 6. Находясь в гостях у Деда Мороза, можно
1)отдыхать;
2)отправлять открытки.
Распространите эти высказывания. В случае затруднений обратитесь к тексту.
Задание 7. Ответьте на вопросы:
1. Кто был инициатором межрегионального проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза»?
2. .Каковы цели этого проекта?
3. Где находится Дом Деда Мороза?
4. Что такое « Почта Деда Мороза»?
5. Чем отличаются открытки и письма, отправленные с почты Деда Мороза от обычных?
6. Как вы думаете, кто приезжает в гости к Деду Морозу?
7. Вам захотелось увидеть это место?
8. Объясните вашем другу, почему вы решили поехать на каникулы в Великий Устюг:

Урок 3.
ВАЛЕНКИ
Задание. 1. Переведите со словарём следующие слова:
Мех, вышивка, сват, гармонь, хоровод .
Задание 2. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей.
Дата, изобретать, раскопать, валять, валяный, греть, изобретение, оформлять, человек, форма, человечество, грелка, человеческий, копать, валенки, оформление, датировать, раскопки, согреть, изобретатель
Задание 3. Прочитайте текст.
. Устюгские валяные сапоги, которые в народе называют “валенками”, согревают жителей Крайнего Севера и средней полосы России.
Валенки
Валенки, валяные сапоги… Их еще называли катанки, катанцы.. Не случайно их считают “национальным продуктом”, потому что производят валенки только в России. Кто и когда изобрел валенки – человечество не знает. При раскопках на Алтае нашли изделия из шерсти, датированные учеными 4 веком до нашей эры. Официально этот промысел оформился в России в середине 18 века. Валяная обувь ценилась высоко, так как валенки не только греют в суровые русские зимы, но и лечат. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний. В них ходили на праздники, водили хороводы, плясали под гармонь и даже … гадали. Девушки бросали валенок за порог – куда нос покажет, оттуда жди сватов. Ну а жених в валенках считался состоятельным человеком. Ценили и берегли на Руси валенки, а традиции валяльного промысла передавались мастерами из поколения в поколение.
Сегодня валенки часто украшают мехом и вышивкой.
В 2000 году в маленьком волжском городе Мышкине Ярославской области был создан музей “Русские валенки”. Рождение музея не случайно. В городе с населением 6,5 тысяч человек находится единственная фабрика. Эта фабрика производит валенки.

Задание 4. Распространите следующие высказывания. В случае затруднений обратитесь к тексту.
Валенки – национальный продукт.
Валенки – лучшая обувь для гуляний.
Гадания, связанные с валенками.
Музей «Русские валенки».
Задание 5. Ответьте на вопросы.
1.Как вы думаете, из чего делают валенки?
2. Актуальны ли валенки сегодня?
3. Что вы знаете об истории изобретения валенок?,

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «irochka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация