УДК 9

ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Красноженова Елена Евгеньевна
Астраханский Государственный университет
кандидат исторических наук

Аннотация
Статья описывает торговлю и общественное питание в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной Войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Нижнее Поволжье, общественное питание, торговля


TRADE AND PUBLIC CATERING IN THE LOWER VOLGA REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Krasnozhenova Elena Evgenevna
Astrakhan State University
PhD in history

Abstract
The article is about trade and public catering in the Lower Volga region during the Great Patriotic War.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Красноженова Е.Е. Торговля и общественное питание в Нижнем Поволжье в период Великой Отечественной Войны // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/04/1011 (дата обращения: 02.10.2017).

В условиях Великой Отечественной войны одним из важных направлений социальной политики Советского государства стала организация снабжения населения. Перестройка хозяйства страны в годы войны потребовала от государства проведения важнейших изменений в сфере торговли и общественного питания. Перестройка торговли была связана с резким сокращением товарных ресурсов. Значительно усилилась централизация в планировании и распределении государственных товаров.

Проблемы продовольственного обеспечения Нижнего Поволжья были вызваны увеличением численности населения городов региона за счет эвакуированного населения. К ноябрю 1941 г. в Сталинградской области расселилось 200 тыс. эвакуированных.  В Саратовскую область прибыло 307 тыс. человек [2, с. 50]. В этих условиях советское государство было вынуждено ввести нормированную продажу товаров по карточкам с дифференцированными нормами и условиями потребления для различных групп населения. [3, с. 34].  В военный период применялся принцип дифференцированного распределения продуктов питания по социально- производственному принципу. Было выделено четыре группы населения: рабочие и приравненные к ним лица, служащие, иждивенцы и дети в возрасте до 12 лет. Введение нормированного снабжения явилось важнейшим мероприятием государственного обеспечения жителей городов, которое позволило государству в военной обстановке обеспечить население самыми необходимыми продуктами питания.
Источником поступления продовольствия в город являлся колхозный рынок. 28 октября 1941 г. Сталинградский ГорКО рассмотрел вопрос обеспечения населения сельскохозяйственными продуктами. В постановлении ГорКО отмечалось, что колхозы практически прекратили торговлю на рынках. Это послужило толчком к развитию спекуляции и росту цен. В создавшихся условиях в административном порядке заключались договора на прямые поставки продовольствия в Сталинград с 492 колхозами из 34 приходных и ближайших к городу районов по стабильным ценам [8, с. 65-66]. Осуществлялись мероприятия по увеличению завоза сельхозпродуктов на городские рынки, ужесточению контроля над продвижением рыночных фондов до потребителей, усилению над¬зорных функций милиции и гарнизона. Пункты о развертывании борьбы со спекуляцией входили в постановления об охране общественного порядка, о торговле в городах Нижнего Поволжья [4, с. 1], [5, с. 33], [6, с. 20], [7, с. 6].
Начало Сталинградской битвы вызвало перебои со снабжением населения. Перестали работать торговые точки и общественные столовые, хлебозаводы и продовольственные склады. Местные власти принимали меры для выявления сохранившихся в городе продовольственных резервов, организации пунктов питания и ларь¬ков для снабжения жителей. Так, по решению Сталинградского  ГорКО 31 августа в городе было открыто 7 пунктов питания, действовало 40 хлебопекарен полевого типа [9, с. 36].
Определенную роль в решении продовольственной проблемы в Нижнем Поволжье играла организация общественного питания. Использование этой формы снабжения населения не позволяло увеличить объемы потребления продуктов, поскольку отпуск блюд производился по карточкам. Вместе с тем расширение сети столовых на предприятиях способствовало обеспечению бесперебойного цикла производства. Рабочие в основном получали нормируемые продукты через систему общественного питания. Усиленное питание получали стахановцы. Для рабочих, выполняющих и перевыполняющих нормы выработки, на промышленных предприятиях приказом Народного комиссариата торговли СССР от 24 октября 1942 г. выдавалось дополнительное горячее питание из ресурсов подсобных хозяйств, включающее 50 гр. мяса или рыбы, 50 гр. крупы, 10 гр. жиров и 100 гр. хлеба. Большое внимание уделялось организации питания социально незащищенных слоев населения. Для инвалидов войны в городах Нижнего Поволжья были организованы столовые закрытого типа.
Дополнительное усиленное и диетическое питание было организовано для детей. Обследованием пунктов общественного питания занимались и торговые комиссии при Советах депутатов трудящихся. В Астраханской области в 1943 г. проводились проверки ряда детских столовых, в которых было организовано двухразовое питание детей: завтрак из одного блюда и обед из двух блюд. Проверками установлено, что питание детей в столовых удовлетворительное, меню состоит из мясных, рыбных блюд, творога, сметаны, молока. В то же время были вскрыты факты плохой обеспеченности продовольствием ряда столовых.
В годы войны имели место частые перебои в снабжении буфетов и столовых, ассортимент их был практически всегда однообразным. Решение продовольственной проблемы местные органы власти Нижнего Поволжья связывали с разработкой мер борьбы со спекуляцией и обеспечением надлежащего состояния торговли на рынках городов региона. Так, постановлением  «О состоянии торговли на советских рынках города Астрахани и о мерах борьбы со спекуляцией» от 25 ноября 1941 г. [1, с. 17]  Астраханский ГорКО признал состояние местной торговли совершенно неудовлетворительным. Было решено принять меры к полной ликвидации спекуляции на рынках, пресекать обменные операции, навести порядок в торговле на рынках, обеспечить продажу сельскохозяйственных, промышленных, продовольственных товаров в строго отведённой черте, не допускать случаев продажи товаров и продуктов без взимания  разовых сборов, ввести в практику проверку документов у лиц, производящих продажу вещей и товаров с рук.
Материалы архивов Нижнего Поволжья свидетельствуют, что, несмотря на трудности, вызванные военным временем, местные органы власти региона смогли решить задачу организации продовольственного снабжения населения.

Библиографический список
1. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО). Ф. 10. Оп. 2. Д. 1.
2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1723. Оп. 2. Д. 1200.
3. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 82. Оп. 2. Д. 391.
4.  РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 88. Д. 485.
5. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 488.
6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 507.
7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 487.
8. Сталинградский городской Комитет обороны в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы / Сост. М.М. Загорулько, С.Ю. Пищулина, Н.А. Горюнова. − Волгоград, 2003.
9. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 171. Oп. 1. Д. 147.



Все статьи автора «elena krasnozhenova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: