АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИИ

Грицай Л.А.
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
канд. пед. наук, ассист.

Аннотация
Данная статья описывает аксиологические основы семейной жизни в философско-педагогическом наследии России и Беларусии.

Ключевые слова: педагогическая аксиология, семейное воспитание, философско-педагогической наследие России и Белоруссии


AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF FAMILY LIFE IN THE PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF RUSSIA AND BELARUS

Gritsay L.A.
Ryazan State University of SA Esenin
Candidate. ped. Sciences, an assist.

Abstract
This article describes the axiological foundation of family life in the philosophical and pedagogical heritage of Russia and Belarus.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Аксиологические основы семейной жизни в философско-педагогическом наследии России и Беларусии // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2011/09/58 (дата обращения: 02.03.2024).

В последние годы в отечественной психолого-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Не для кого не секрет, что в современном мире семья переживает острый кризис, вызванный многими причинами, в числе которых смена аксиологиических приоритетов в обществе, урбанизация, эмансипация и многое другое.

В связи с этим актуальность приобретает проблема изучения основных ценностей семейной жизни в трудах виднейших педагогов и философов прошлых веков, а также значение этих ценностей в сознании наших современников.

Следует отметить, что сопоставление философских трудов русских и белорусских мыслителей неслучайно, так как исторические судьбы двух этих восточнославянских этносов тесно переплетены между собой, более того, в настоящее время социально-политическая обстановка, сложившаяся в России и Белоруссии, очень похожа. Наши народы объединяет еще одно важное обстоятельство, заключающееся в традиции ценностного, почтительного отношения к семейной жизни. Безусловно, эта традиция уходит своими корнями в общую для русских и белорусов славянскую, а потом и христианскую культуру Древней Руси.

По мнению этнографов, восточнославянским племенам было присуще так называемое «родовое сознание», которое проявлялось в почтительном отношении как к старшим членам семьи, так и предкам. В этом ключе ценностями семейной жизни выступали: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь [1]. К сожалению, более полно картину ценностных семейных ориентаций восточных славян мы не можем воссоздать из-за фактического отсутствия письменных источников, христианская же традиция Древней Руси оставила достаточно большое количество оригинальных авторских сочинений, позволяющих судить о значении семьи в жизни человека той поры.

Источники древнерусской книжности свидетельствуют о том, что семья понималась как важнейшая духовно-нравственная ценность,с соответствующим православным укладом жизни и высокими нормами нравственного отношения между домочадцами. Так, например, Т.В. Чумакова указывает на особый этико-аксиологический контекст древнерусской культуры, объединявший религию, искусство, хозяйственную и личную жизнь, главной целью которого было спасение [2, с 16]. Отсюда исходили и главные семейные ценности: жертвенной любви, верности, целомудрия, терпения, смирения, почитания и послушания старшим, чадолюбия.

О приоритете этих ценностей в семейной и общественной жизни пишет в своем «Поучении» князь Владимир Мономах (XII в.), рассматриваются эти ценности в притчах другого яркого представителя этого столетия – епископа Кирилла Туровского. Частично мы находим примеры ценностного отношения к семье в произведениях распространенного в те века агиографического жанра – житиях Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Ефросинии Полоцкой, а также в историко-литературных сочинениях «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве».

Именно в этих дошедших до нас памятниках древнерусской мысли в качестве образца предлагается четко иерархичная система ценностей, на несколько столетий определившая направление всей древнерусской культуры: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Безусловно, в этой системе личные интересы фактически не учитываются, отсюда, возможно, и распространенность браков, заключаемых не по свободному выбору жениха и невесты, а по благословению родителей.

При этом нами не оспаривается суждение, высказанное проф. Г. Митрофановым [3], о том, что столь высокое место семьи в структуре ценностных ориентаций было определено лишь малым кругом интеллектуальных и религиозных деятелей Киевской Руси, в понимании же большинства населения крепость семьи определялась «общинным сознанием» с его приоритетом коллективного над личностным.

Трагические события XIIIXIV  вв. разделили историческую общность русского и белорусского народов, восточная часть Руси оказалась под татаро-монгольским игом, а западная вошла в состав Великого княжества Литовского, а в 1569 г. в польско-литовскую Речь Посполитую. Данное обстоятельство обусловило определенное западное влияние на сознание белорусских мыслителей. С одной стороны, это влияние заключалась в проникновении догматов католицизма (а, как известно, католичество от православия отличает секуляризованность и ярко выраженное личностное начало); с другой, – в популяризации идей Возрождения, а позже и Реформации, проповедующих идеологию индивидуализма.

Таким образом, расшатывалась система ценностей древнерусского сообщества, и хотя пока религиозное понимание мира оставалось на первой месте, семья, общественное служение, личные интересы становились практически равнозначными друг другу.

Однако, изучая работы белорусских философов и общественных деятелей XVXVIIIвв., мы можем увидеть, что влияние западных идей индивидуализма в них неравнозначно друг другу. Так, частично прослеживаются эти идеи в сочинениях Франциска Скорины, Николая Гусовского, Симона Будного, Василия Тяпинского, а вот в трудах Лаврентия Зизания, Стефана Зизания, Мелетия Смотрицкого, Спиридона Соболя, Леонтия Карповича, Афанасий Филипповича, Епифания Славинецкого они практически не имеют своего значения.

В философско-педагогическом наследии знаменитого выходца из Белоруссии – философа, педагога и литератора Симеона Полоцкого (16291680) семейные ценности также рассматриваются достаточно высоко. Более того, Полоцким была создана оригинальная система взаимосвязи семейного, религиозного и трудового воспитания, включавшая идеи воспитывающего обучения, значения примера родителей в воспитании, меры поощрения и наказания ребенка и др.

Но в Москве, куда Полоцкий был приглашен в 1667 г. как переводчик, определенная часть консервативно настроенных кругов считала его настоящим «западником». Позже при дворе московского государя Симеон занял высокую должность наставника царских детей – Алексея, Федора, Софьи и малолетнего Петра.

В будущем царь Петр I выбрал для России западный путь развития, превратив свое государство в мощную империю с приоритетом общественных ценностей служения государству над личными, в том числе и семейно-религиозными.

Российская империя набирала свою силу и к концу XVIIIстолетия в результате нескольких разделов Речи Посполитой включила в свой состав белорусские земли. Так, судьба двух государств снова стала единой.

XIX в. в истории русского и белорусского народов характеризуется схо­жими процессами постепенного разделения философско-общественной мысли на два направления, которые мы можем обозначить как умеренно-традицион­ное и революционно-демократическое. Представители первого направления (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков и западноруссисты Иосиф Семашко, К.А. Говорский, М.О. Коялович) рассматривали семью в качестве значимой личной и общественной ценности в рамках единой религиозно-государственной концепции, деятели второго – А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, К.С. Калиновский, Ф. Богушевич, А. Гуринович– выступали за значительное преобразование как семьи, так и всего общества.

Революционные события 1917–1918 гг. утвердили идеи второго направления, была сформирована новая система ценностей, поставившая на первое место общественные интересы – коллективизм, на ступень ниже – личные потребности, а семья, как и вера в Бога, объявлялись уходящими в небытие «пережитками» прошлого. В 20-е гг. XX столетия активно стали пропагандироваться идеи «свободной любви» (А.М. Коллонтай), эмансипации женщин и включения их в сферу труда, приоритета общественного воспитания над семейным (Н.К. Крупская).

И хотя через несколько десятилетий государство, осознав, что радикальный отказ от семейной жизни для человека невозможен, приняло ее в качестве необходимой «ячейки общества», сложившаяся в общественном сознании система ценностных ориентаций не способствовала укреплению семейных отношений. Так, понимание любви как личного чувства, мало связанного с верностью и долгом, приводило к непрочности заключаемых браков, повсеместная занятость женщин в профессиональной сфере определила малодетность советской семьи, почтительное отношение к старшим сменилось желанием независимости молодых, что привело к распространению нуклеарных семей.

Но еще более усугубилось положение семьи после распада СССР, когда главной ценностью были объявлены эгоистическое потребности личности.

Все эти преобразования и стали причинами семейного и демографического кризисов, особенно ярко проявившегося ныне в России.

Отрадно видеть, что в последние годы в наших странах происходит процесс осмысления причин этих кризисов и попытки возродить крепость семьи. И это возрождение должно начинаться с возвращения семье того высокого места в системе ценностных ориентаций человека, которое она по-настоящему заслуживает.


Библиографический список
  1. Власова, Т. Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси // http://nansysan.narod.ru/index3021.html.
  2. Чумакова, Т.В. Образ человекав культуре Древней Руси: автореф. … д-ра философ. наук. СПб., 2002.
  3. Митрофанов, Г. Агиографический образ и исторческая реальность семейной жизни в Русской Православной Церкви // http://www.kiev-orthodox.org/site/family/1534


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: