УДК 338

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Стерлядев С.А.1, Руссу М.Н.1
1Пермский научно-исследовательский политехнический университет

Аннотация
Бюджетирование имеет огромное экономическое значение для предприятия, благодаря этому инструменту управления предприятие представляет собой единую систему с выраженными центрами финансовой ответственности, каждый из которых ответственен за отдельную часть работы компании. Кроме того, ответственность за исполнением бюджетов установлена по должностям, каждый работник знает, за какую статью бюджета он отвечает, и сколько он получит за исполнение этой статьи. Все это позволяет значительно повысить эффективность и конкурентоспособность компании.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, конкурентоспособность компании, эффективность компании


DESIGN OF BUDGETING IN THE COMPANY TO IMPROVE THE EFFICIENCY AND COMPETITIVENESS

Sterlyadev S.A.1, Russu M.N.1
1Perm Research Polytechnic University

Abstract
Budgeting is of great economic importance for the enterprise, thanks to this tool management company is a unified system with distinct centers of financial responsibility, each of which is responsible for a part of the company. In addition, the responsibility for the implementation of the budgets set by position, each employee knows what article of the budget they are responsible, and how much he will receive for the performance of this article. All this can significantly increase the efficiency and competitiveness of the company.

Keywords: competitiveness of company, efficiency of company


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Стерлядев С.А., Руссу М.Н. Проектирование бюджетирования на предприятии для повышения эффективности и конкурентоспособности // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/12/376 (дата обращения: 26.05.2017).

Сейчас повышение эффективности и конкурентоспособности – это основная задача любого предприятия, так как, в связи с вступлением России в ВТО, и соответственным снижением пошлин на ввоз товаров, на российский рынок хлынет продукция зарубежных производителей. Что грозит нашим предприятиям огромными проблемами, потому что эффективность и конкурентоспособность российских компаний значительно ниже, чем иностранных. В этих условиях становится важно эффективно управлять компанией, то есть иметь отлаженную систему взаимосвязи между всеми подразделениями предприятия, а также иметь простой и наглядный план, который бы отражал, что необходимо сделать предприятию, чтобы получить, достаточную для роста и развития, прибыль. Важно, чтобы предприятие представляло собой четко отлаженную систему, способную быстро реагировать на меняющуюся окружающую среду (политическую, социальную, экономическую). Этим и вызвана необходимость проектирования на предприятии бюджетирования, как инструмента управления предприятием.

Бюджетирование – это технология финансового планирования на предприятии, которая помогает увидеть и проследить процесс формирования доходов, расходов, прибыли, кредиторской и дебиторской задолженности предприятия. Для того чтобы поставить бюджетирование на предприятии необходимо пройти следующие этапы:
1. Поставить цели и описать концепцию бюджетирования: для чего компании бюджетирование, из каких бюджетов, статей будет состоять эта система, кто будет ее проектировать (собственными силами компании, или привлечение консультантов со стороны), какие методы поощрения/наказания будут применяться за исполнение/неисполнение бюджета (плана) сотрудниками.
2. Необходимо спроектировать финансовую структуру предприятия. Определить какое подразделение является, каким центром финансовой ответственности (центр инвестиций, центр дохода, центр прибыли, центр затрат).
3. Разработать технологию бюджетирования. В какой программе будет построена система бюджетирования: Microsoft Office Excel, 1С. Пердприятие 8, Инталев. Корпоративные финансы. Проектирование системы бюджетирования в программе Microsoft Office Excel – самый доступный вариант. На этом этапе необходимо также определить взаимосвязи между бюджетами.
4. Определить регламент бюджетирования. На этом этапе необходимо создать специальные инструкции по работе с этим инструментом, а также назначить ответственных за периодическое внесение изменений в бюджеты, и описать систему мотивации, то есть финансовой ответственности за исполнение/неисполнение бюджетов.
Для проектирования хорошо отлаженной и наглядной системы, необходимо проработать все этапы максимально полно.

Основные положения бюджетирования:
1. Требования, предъявляемые к этому инструменту управления (бюджетированию) основываются на формах управленческой отчетности предприятия (инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности предприятия).
2. За разработку форм управленческой отчетности, должен отвечать топ менеджер компании.
3. Основа бюджетирования – делегирование полномочий на более низкий уровень управления (менеджеры среднего и низшего звена).

В качестве наглядного примера, необходимо взять пермскую компанию ООО «Перммебрейд», которая занимается производством и продажей мебели для школ, детских садов, объектов социальной сферы.
На данном предприятии была спроектирована система бюджетирования, благодаря которой, компания добилась выдающихся результатов: повышение объема продаж на 20%, снижение управленческих издержек на 15%, повышение прибыли на 25%. А также сокращение времени на планирование и управление компанией, что позволило руководству компании уделять больше времени дальнейшему повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия.

На данном предприятии система бюджетирования состояла из следующих бюджетов: бюджет продаж (запланированные продажи в рублях и в штуках), бюджет поступления денежных средств от продаж (поступление денежных средств и дебиторская задолженность с разбивкой по месяцам), бюджет производства (планируемый объем производства в штуках), бюджет закупок (затраты на материалы и комплектующие, запас материалов и комплектующих на начало года и на конец года), бюджет оплаты денежных средств за материалы (выплаты по закупкам, остаток кредиторской задолженности с разбивкой по месяцам), бюджет прямых затрат на оплату труда (прямые затраты на единицу изделия в минутах, тарифная ставка в рублях за час, прямые затраты на оплату труда в рублях), бюджет погашения задолженности по оплате труда (выплаты заработной платы и остаток кредиторской задолженности по оплате труда с разбивкой по месяцам), бюджет накладных расходов (ставки постоянных и переменных накладных расходов, выплаты по накладным расходам), бюджет коммерческих расходов (переменные и постоянные коммерческие расходы, выплаты по коммерческим расходам), бюджет управленческих расходов (аренда, амортизация, фонд оплаты труда управленческого и прочего непроизводственного персонала и т.д., совокупные выплаты по управленческим расходам), инвестиционный бюджет (поступления денежных средств от инвестиционной деятельности, выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности, увеличение/уменьшение денежных средств от инвестиционной деятельности), финансовый бюджет (поступления денежных средств от финансовой деятельности, выплаты денежных средств по финансовой деятельности, увеличение/уменьшение денежных средств от финансовой деятельности), бюджет доходов и расходов (статьи из отчета о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств (остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от основной деятельности, выплаты денежных средств по основной деятельности, излишек/дефицит денежных средств по основной деятельности), мастер бюджет активов и пассивов (баланс предприятия).

Система бюджетирования как основа составления управленческой отчетности, позволяет управлять компанией на основе анализа прогнозируемых и фактических показателей, что дает возможность быстро реагировать на проблемы предприятия. Например, если на основании бюджета движения денежных средств, видно, что предприятие ждет излишка денежных средств по итогам 4 квартала, на уровне 10000 рублей, а минимальный уровень неснижаемого остатка – 100000, предприятию необходимо привлечь 90000 рублей для бесперебойной деятельности компании.
В результате, компания получила прекрасно работающую систему бюджетирования позволяющую осуществлять следующие функции:
1. Учет доходов и расходов.
2. Закрепление персональной ответственности за результаты деятельности;
3. Управление оборотными активами: контроль движения денежных средств (управление денежными потоками), снижение объема замороженных средств в запасах.
Таким образом, бюджетирование имеет огромное экономическое значение для предприятия, благодаря этому инструменту управления предприятие представляет собой единую систему с выраженными центрами финансовой ответственности, каждый из которых ответственен за отдельную часть работы компании. Кроме того, ответственность за исполнением бюджетов установлена по должностям, каждый работник знает, за какую статью бюджета он отвечает, и сколько он получит за исполнение этой статьи. Все это позволяет значительно повысить эффективность и конкурентоспособность компании.



Все статьи автора «maximrussu»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: