УДК 37

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Коженков Алексей Олегович2
1Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), старший преподаватель 24 кафедры 2 факультета, кандидат педагогических наук
2Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), преподаватель 24 кафедры 2 факультета

Аннотация
Целью психолого-педагогических исследований в военном вузе является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка значимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов, влияющих на процесс. В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научно-педагогических методов.

Ключевые слова: педагогические исследования


MILESTONES AND METHODS USED IN CONDUCTING EDUCATIONAL RESEARCH IN MILITARY HIGH SCHOOL

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Kozhenkov Aleksey Olegovich2
1Air Force Engineering University (Voronezh), Senior Lecturer, Department 24 of 2 faculty, PhD
2Air Force Engineering University (Voronezh), Lecturer Department 24 of 2 faculty

Abstract
The purpose of psychological and educational research in the military college is the analysis of changes in the learning process, evaluation of the significance and direction of these changes and the identification of key factors influencing the process. In the most common and typical form, there are several major phases of the study, each of which must be applied to the peculiar combination of research and teaching techniques.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Основные этапы и методы, применяемые при проведении педагогических исследований в военном ВУЗе // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/208 (дата обращения: 26.05.2017).

Этапы исследования и методы, применяемые на каждом этапе:

     1. Общая характеристика основных понятий предмета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования. На этом этапе используются методы теоретического поиска, которые исследователь избирает с учетом особенностей исследования и своих возможностей.  

2. Анализ типичного состояния практики решения подобных задач в военном вузе. Исследователь выбирает возможный арсенал методов анализа реального педагогического процесса (наблюдение, беседы).

3. Конкретизация гипотезы исследования. На данном этапе должны применяться методы экспериментального поиска решений проблемы.

4. Проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие количественные методы эксперимента и опытной проверки.

5. Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса.  Чаще всего здесь придется избирать сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

Таким образом, выбор методов исследования не является произвольным актом в деятельности ученого, а детерминируется особенностями решаемых задач, спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя.

Важное значение в психолого-педагогических исследованиях имеют деятельностный, личностный, системный подходы.

Деятельностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. При таком подходе разрабатываемая система мер приобретает полный, завершенный характер: от цели деятельности до ее конечного результата.

Поскольку в педагогических явлениях обязательно взаимодействуют личности, то для исследований весьма важен и личностный подход. Методологической основой личностного подхода является учение о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о всестороннем, гармоничном развитии личности, об одновременном рассмотрении личности как объекта и субъекта воспитания.

Для методологии педагогических исследований чрезвычайно важное значение имеет интенсивно развивающийся системно-структурный подход. Под системой понимают определенную общность элементов, функционирующую по внутренне ей присущим законам существования.

Системный подход требует рассматривать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможностей каждого из них избирать оптимальные варианты.

Рассмотрим вышеперечисленные методы психолого-педагогического исследования более подробно.

 

 Метод наблюдений.

Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов[3].

Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства аудио- или видеозаписи занятий, дополнительных воспитательных мероприятий.

Различают следующие виды статистического наблюдения:

-         непрерывное;

-         периодическое;

-         единовременное;

-         сплошное;

-         несплошное.

 

 Метод беседы и интервью.

Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-преподаватель четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов преподаватель учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

 

 Метод тестирования.

Тест (анг. – проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.  Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения. В вузовской практике  применяются тесты достижений. Оценка знаний преподавателем – это педагогическое тестирование, т. е. выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения того или иного предмета.

По структурным признакам могут быть:

1.  закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4.  тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

 

 Метод анкетирования.

Анкетирование – это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.[2] Составление анкеты – сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.

По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций).

Примеры.

А. Что Вас больше привлекает на занятии? Вариации ответов по содержанию:

1. Новизна материала;

2. Интересность;

3. Связь с действительностью;

4. Опыты и демонстрации;

5. Показ DVD-фильмов.

Б. Я уважаю в группе тех, кто… (вариация качественных признаков):

1. Знает больше, чем я;

2. Все вопросы стремится решать сообща;

3. Не отвлекает внимание преподавателей.

В. Как Вы относитесь к различным общественным мероприятиям?

Комбинированные ответы (по содержанию и отношению):

Положительно.

Нейтрально.       

Отрицательно.

При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов. Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. (При большом количестве ответов можно перевести эти данные в проценты). Качественный анализ должен быть направлен в первую очередь на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.[1] При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы.

Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

 

 Метод рейтинга.

Это метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).[9] К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования:

-         компетентность,

-         креативность (способность решать творческие задачи),

-         положительное отношение к экспертизе,

-        отсутствие склонности к конформизму (чрезмерному следованию авторитету в науке),

-         научная объективность,

-         аналитичность и широта мышления,

-         конструктивность мышления,

-         свойство коллективизма,

-         самокритичность.

При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.

 

 Метод обобщения независимых характеристик.

Объективность выводов, как показывает опыт, значительно возрастает, если при этом используется разработанный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик, суть которого сводится к обработке исследователем информации об курсанте, поступившей из различных источников — от преподавателей, командования курса и факультета, однокурсников.[9] Разновидностью названного метода является метод «педагогического консилиума» (Ю. К. Бабанский), который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности курсантов по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных качеств личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

 

 Метод педагогического эксперимента.

Проблема организации и планирования педагогического эксперимента выступает в теории и практике педагогики высшей школы как одна из основных общетеоретических проблем, решение которой ведется в трудах многих известных преподавателей: Архангельского С.И., Михеева В.И., Бабанского Ю.К., Журавлева В.И., Загвязинского В.И., Пискунова А.И. В большинстве работ по теории педагогики высшей военного вуза преподавательский эксперимент чаще называется дидактическим, что определенным образом подчеркивает его целевую направленность.


Библиографический список
  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1982, стр. 75
  2. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
  3. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987. – стр. 19
  4. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей военном вузе. М., 1976
  5. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орловский государственный технический университет. – Орел, 2000. – 145 с.
  6. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988, стр. 94
  7. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988, с. 105
  8. Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.
  9. Фридман Л.М. Психопреподавателика общего образования: Пособие для студентов и преподавателей. М., 1997.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: