УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ

Гончарова Н.В.1, Меньшикова Т.И.2
1ТГПИ имени А. П. Чехова, Студентка 3 курса ф-та психологии и социальной педагогики
2ТГПИ имени А. П. Чехова, канд. пед. наук, доц.

Аннотация
В настоящее время актуальной проблемой остается отношение юношей и девушек к любви. Романтические отношения являются чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия, оказывающие влияние на эмоциональное благополучие личности, в целом. Потребность любить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека, а достижение подлинной интимности с романтическим партнером является одной из основных личностных задач, стоящих перед человеком. Поэтому любовь выступает одним из факторов развития личности.

Ключевые слова: идеализация, развитие, романтическая любовь, эмоции, юность


THE STUDY OF THE RELATIONSHIP OF BOYS AND GIRLS TO ROMANTIC LOVE

Goncharova N.V.1, Menshikova T.I.2
1TGPI imeni A. P. Chekhova, 3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogics
2TGPI imeni A. P. Chekhova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor

Abstract
At present, the actual problem is the ratio of boys and girls to love. Romantic relationships are extremely important area of ​​interpersonal interactions that influence the emotional well-being of the individual as a whole. The need to love and be loved emerges as one of the basic human needs and achieve genuine intimacy with a romantic partner is a major personal challenges faced by man. Therefore love is one of the factors of personality development.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гончарова Н.В., Меньшикова Т.И. Изучение отношения юношей и девушек к романтической любви // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/196 (дата обращения: 27.05.2017).

В юности начинается формирование характерного для личности стиля поведения в ситуациях общения с противоположны полом. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни парня или девушки, вызывающее «бурю» эмоций, переживаний. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его [1]. Мечта о любви в этом возрасте выражается, первым делом, потребностью в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней не осознанны.

В ходе нашего исследования были поставлены и решались следующие задачи: изучить представления юношей и девушек о романтических отношениях; определить влияние любви на личностное и эмоциональное развитие юношей и девушек; определить роль любви в жизни молодых людей.
Мы предположили, что у девушек и юношей представления о влюбленном ( -ой ) различаются, но вместе с тем, возможно, будут выявлены сходные ожидания от романтических отношений. В процессе исследования мы использовали метод теоретического анализа литературы по проблемам эмоциональных отношений, развития личности в юношеском возрасте; метод анкетирования. В исследовании приняли участие 30 студентов ТГПИ имени А. П. Чехова.
Любовь — это очень тонкое чувство, которое необходимо беречь и подпитывать. Это более сложное явление, чем привязанность, а значит, более трудное для понимания и изучения. Это чувство не проходит для человека бесследно. Оно может оставить после себя не только воспоминания о счастливых мгновениях, но и тяжелые, порой вечные раны.
Испытуемым были заданы несколько вопросов: «Что для Вас значит «любовь»?»; « Верите ли Вы в любовь с первого взгляда?»; «Влюбленность и любовь — это одно и то же или нет?»; «Какая она — любовь?» и др. Все испытуемые охотно отвечали на вопросы и относились к исследованию очень серьезно. В ходе анализа данных, полученных в результате анкетирования, было обнаружено: любовь входит в число наиболее важных жизненных планов в юности(45%); любовь, по мнению большинства юношей и девушек (90%), оказала положительное влияние на их жизнь: « появился смысл», « любовь подарила незабываемые моменты жизни» и т.д. Многие участники исследования(95%) отмечают положительное влияние романтической любви на их личностное развитие: « стал уверенней», « научилась заботиться о других» и т.д. Небольшая группа юношей и девушек считают, что любовь сыграла негативную роль в их жизни(5%).
Главным приобретением юности считается открытие своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости. Вместе с тем, в этом возрасте часто возникает чувство одиночества, отсюда — рост потребности в общении. Интимно – личностное общение занимает в жизни молодых людей существенное место — лишь на основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте высоко. Для молодых людей и девушек, принимавших участие в анкетировании, была характерна тенденция: важнее быть любимым(80%), чем любить(70%). В ходе исследований было установлено, что любовные переживания и связан­ное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем различия не всегда соответствуют традиционным представлениям о психологических особенностях юношей и девушек.
Вопреки сложившимся стереотипам, юноши, в целом, характеризуются большим уровнем романтизма, чем девушки, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. У девушек любовь проходит быстрее, чем у юношей, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время, в период установившихся любовных отношений девушки склонны к большему раскрытию своих чувств, которые носят романтический характер и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает.
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» – концепцию самого молодого человека.
Наше исследование показало, что лишь 20% молодых людей и 10% девушек выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.
Юношеский возраст является сензитивным в плане эмоционального развития. В этот период происходит коренная перестройка эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления.
Анализ результатов анкетирования показал, что к 18- 19 годам в эмоциональном содержании любви увеличивается выражение всех эмоций: повышается: радость(85%), смущение(40%); снижается: гнев(30%).
Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития.
Любовь – страсть эмоциональная, волнующая. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым»[2].
Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат эталоном выбора и критерием его оценки. У юношей и девушек этот образ расплывчив и содержит множество нереалистических деталей. Идеализация способствует оптимизации отношений в паре, вселяя в партнеров уверенность в отношении к ним другого человека.
Эмпирические исследования показывают, что идеализация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений. Что же касается идеализации как позитивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет существенную роль в жизни индивида и в функционировании пары как целого[3].
Многие философы и поэты, говоря о « любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Они считали, что, притупляя рассудок, любовь наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые качества любимого[4].
Для девушек любовь определяет не только отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своей успешности и оценки своего будущего. 75% девушек в нашем исследовании придают равноценное значение как мужчине, так и женщине в отношениях любви.
Для 60% юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины, и чем более значима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви.
У девушек взаимосвязь понятий «любовь» и «неудача» является положительной, тогда как у юношей – отрицательной. Это указывает на то, что неудачи в отношениях любви только усиливают их значимость для девушек и, чем более сильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тем большее влияние они оказывают на девушку.
У юношей же наблюдается обратная взаимосвязь – значимость любовных отношений усиливается с уменьшением интенсивности негативных переживаний, связанных с ними.
Анализ полученных данных показывает, что любовь — высокая степень эмоционально – положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов.
Таким образом, наше исследование показало, что любовь обладает большой побудительной силой и выступает основой развития межличностных отношений с противоположным полом. Переживание романтической любви в юности выступает важным фактором личностного развития и положительно влияет на процесс личностного самоопределения.


Библиографический список
  1. Бернс Р. «Я-концепция и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия» / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997.
  2. Кон И.С. «Введение в сексологию». – М., 1990.
  3. Курышева И. В. Любовь к себе как прявление духовности личности. - Интеграция образования и науки на основе научно- образовательного центра: сб. тр. Участников Всероссийской научно- практической конференции в 2 ч. Ч.1 (1 — 3 разд.) – М. – Чебоксары — Ульяновск: УлГу, 2005. – С. 226-232.
  4. « Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм».


Все статьи автора «Goncharova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: