УДК 159.9

СВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Свередюк Е.В.
Белорусский государственный педагогический университет
факультет психологии

Аннотация
В статье удовлетворенность деятельностью рассматривается как один из показателей эффективности труда и один из промежуточных показателей высокого уровня профессионального развития педагога-психолога. Представлены результаты взаимосвязи удовлетворенности психологов профессиональной деятельностью со степенью выраженности их профессионально-важных качеств.

Ключевые слова: удовлетворенность деятельностью


RELATIONSHIP BETWEEN LEVELS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS AND SATISFACTION WITH THEIR PROFESSION

Sveredyuk E.V.
Belarusian State Pedagogical University
Department of Psychology

Abstract
The paper work satisfaction is regarded as one of the indicators of the efficiency of labor and one of the milestones of high-level professional development of the teacher-psychologist. The results of the relationship of satisfaction with occupational psychologists with the severity of their professional and important qualities.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Свередюк Е.В. Связь уровня развития профессионально-важных качеств педагогов-психологов с удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/144 (дата обращения: 26.05.2017).

Повышенное внимание к профессиональной пригодности специалистов в настоящее время во многом обусловлено потребностью современного общества продуктивно, успешно решать проблемы в сферах образования, здравоохранения, производства, во всех областях повседневной жизни. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки и переподготовки специалистов в университетах и институтах повышения квалификации, появляется необходимость совершенствования деятельности педагогов-психологов, повышения их профессионального мастерства. Вместе с тем в системе обучения психологических кадров еще недостаточно учитываются объективные тенденции, свойственные развитию не только образования в целом, но также становлению личности и профессионала в разнообразных условиях жизнедеятельности. Поэтому важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний, умений и навыков, должно стать формирование у студентов базовых личностных и профессиональных качеств, которые обеспечат высокую продуктивность их будущей деятельности [7; 9]. В многочисленных исследованиях убедительно доказана зависимость профессионализации от наличия специальных способностей к профессиональной деятельности и уровня развития индивидуально-личностных качеств, соответствующих требованиям выполняемой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.). Термин «профессионально важные качества» (ПВК), которым обозначаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на успешность освоения деятельности и эффективность ее выполнения, впервые появился в рамках психологии труда в связи с необходимостью профессионального отбора и профессиографического анализа. А.А. Деркач подчеркивает, что специфические для профессии психолога качества проявляются в сформированности всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность [4].

Е.С. Романова среди качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, выделяет следующие: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности; ораторские способности; способность к самоконтролю; высокая степень личной ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность, воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение прогнозировать события; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность. Среди качеств, препятствующих эффективности профессионального становления и деятельности психологов (анти-ПВК) называются, прежде всего, психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; замкнутость; нерешительность; отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; ригидность мышления; низкий интеллектуальный уровень [8].
Существуют классификации ПВК для психолога-диагноста, психолога-практика, психолога-исследователя, психолога-консультанта. Психологов-исследователей отличает эмоциональная холодность и рационализм в установлении контактов, сдержанность и общая интеллектуальность при выраженном интересе к человеку. Для психологов-практиков характерна готовность к контактам, умение их поддерживать, сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, ответственность, опора на себя при принятии решений [1]. Профессионально успешных психологов-практиков, занимающихся дифференциально-диагностической и психокоррекционной работой, отличают высокий вербальный интеллект, интуиция, эмпатия, развитые коммуникативные способности. У них высокие показатели поисковой активности и индивидуализма, высокие баллы как по формально-логическим интеллектуальным пробам соотносятся с более выраженными чертами абстрактного гуманизма и демонстративности при меньшей мягкости и способности к состраданию [10].
Степень развития ПВК свидетельствует о качестве профессионального становления и развития педагогов-психологов. Поэтому важно изучать ПВК психологов с целью создания максимально адекватных условий для формирования этих качеств на этапе профессионального обучения и дальнейшего их развития в ходе профессионального становления.
Мы предположили, что удовлетворенность деятельностью является одним из показателей эффективности труда и одним из промежуточных показателей высокого уровня профессионального развития, т.е. чем больше психолог удовлетворен своей профессиональной деятельностью, тем более эффективен, результативен и успешен он в ней. Под удовлетворенностью трудом понимается сбалансированность требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценкой возможности реализации этих запросов [6].
С целью изучения особенностей уровня развития ПВК практических психологов было проведено исследование, в котором приняли участие 26 педагогов-психологов в возрасте от 20 до 50 лет. Стаж работы – от 3 месяцев до 25 лет. 25 респондентов – женщины, один – мужчина, что соответствует генеральной совокупности психологов сферы образования. В качестве предмета исследования выступают особенности взаимосвязи личностного развития практических психологов и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость между удовлетворенностью деятельностью как промежуточным показателем эффективности и успешности деятельности психологов и степенью выраженности ПВК.
На первом этапе исследования изучались особенности удовлетворенности психологов своей профессиональной деятельностью. Для диагностики организационных условий, удовлетворенности трудом и личностным профессиональным развитием использовалась анкета (A. Maier) [12], состоящая из 10 блоков вопросов: «мои коллеги», «мой начальник», «моя деятельность», «моя профессиональная подготовка», «возможности профессиональной деятельности», «успешность деятельности», «мои условия работы», «организация и руководство», «мое развитие» и «оплата моего труда». В последнем разделе анкеты психологам предлагалось проранжировать сферы деятельности по степени значимости. Результаты подвергались качественному и количественному анализу.
Результаты корреляции указывают на взаимосвязь показателя «удовлетворенность деятельностью» с показателем «удовлетворенности успешностью деятельности» (r=0,54 при p Сопоставление результатов ранжирования психологами различных сфер деятельности и самооценки удовлетворенности этими сферами выявило закономерность: чем меньше психолог доволен каким-то аспектом труда, тем более значим он для него, и наоборот, например: самой значимой по результатам ранжирования является оплата труда, которая имеет самый низкий балл по самооценке удовлетворенности ею.
Целью второго этапа исследования являлось выявление особенностей творческих способностей практических психологов, а также взаимосвязи творческих способностей психологов с удовлетворенностью трудом и успехами в труде. Для диагностики творческих склонностей, таких как творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмпатия, чувство юмора и творческое отношение к профессии использовался тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой [2, 3].
Творческие способности на уровне развития выше среднего показали 81% психологов. Средние значения по всем шкалам теста располагаются в диапазоне 6–7 баллов из 10 возможных, что указывает на достаточно высокий уровень развития творческих качеств, т.е. практические психологи обладают способностью генерировать новые идеи и используют их в своей деятельности.
Результаты корреляционного анализа позволили судить о взаимосвязи показателя «удовлетворенность работой» с показателями «оригинальность» (r=0,48 при p Результаты близкие к значимым отражают взаимосвязь показателя «воображение» с показателями «удовлетворенность работой» (r=0,33 при p=0,09) и «удовлетворенность успешностью деятельности» (r=0,33 при p=0,09). Показатель «воображение» интерпретируется как способность создавать новые образы путем переработки, преобразования материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Таким образом, наличие этой способности обусловливает удовлетворенность деятельностью. Даже в негативных ситуациях воображение помогает найти пути решения сложных, порой нерешимых, задач.
Профессия психолога является творческой, т.к. каждая ситуация, диагностическая, консультационная, просветительская, коррекционная, предполагает поиск нестандартного, нового решения. Хороший результат при решении одной ситуации, не обусловливает успешности в другой. Творческий труд увеличивает эффективность профессиональной деятельности, это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, снижаются затраты труда и средств производства. Творческие способности во многом определяют эффективность деятельности и удовлетворенность ею.
На третьем этапе исследования выявлялась взаимосвязь личностных качеств психологов с удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью. Для изучения ПВК психолога использовалась анкета, предполагающая самооценку личностных качеств, предложенных Е.С. Романовой. Результаты были подвергнуты количественному анализу с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0.
Результаты корреляционного анализа позволили судить о взаимосвязи показателя «удовлетворенность профессиональной деятельностью» с показателями «любознательность» (r=0,46 при p Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, социального положения, культуры, профессии предполагают постоянную работу педагога-психолога по развитию таких профессионально-личностных качеств, как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, готовность к контактам и умение их поддерживать, умение эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои действия, понимание и признание уникальности каждого человека, умение думать о последствиях своих слов, дел, поступков [7].
Поскольку ПВК во многом обеспечивают эффективность деятельности практического психолога и удовлетворенность ею, необходимо создавать такие условия, которые еще в большей степени способствовали бы формированию и развитию профессионально важных качеств, компетенций и компетентностей.
Решая практические задачи формирования и развития ПВК, следует максимально использовать возможности психодиагностики в оценке результатов обучения, при профессиональной ориентации и профессиональном отборе. Мониторинг развития ПВК студентов-психологов и педагогов-психологов позволит осуществить своевременную профилактику и коррекцию выявленных проблемных зон. Особое внимание следует уделять рекомендациям по составлению программ личностного роста, поскольку психолог выступает объектом и субъектом развития и саморазвития, познания и самопознания, личностно-профессионального совершенствования и самосовершенствования [11]. В заключении необходимо подчеркнуть, что «Становление профессионала есть “приращение” к психике человека, ее обогащение», т.е. становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности и предполагает либо появление у него новых качеств и свойств, либо развитие уже имеющихся задатков [5].


Библиографический список
  1. Аминов, Н.А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Вопросы психологии. – 1992. – № 1-2. – С. 20-25.
  2. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека: В 2 т. / Н.Ф. Вишнякова. – Мн.: ООО «Дэбор», 1998. – Т.1. Теория креативной акмеологии. – 239 с.
  3. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека: В 2 т. / Н.Ф. Вишнякова. – Мн.: ООО «Дэбор», 1998. – Т.2. Прикладная креативная акмеология. – 298 с.
  4. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5 / А.А. Деркач. – М.: РАГС, 2000. – Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – 536 с.
  5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
  6. Патрушев, В.Д. Удовлетворенность трудом: Социально-экономические аспекты / В.Д. Патрушев, Н.А. Калмакан. – М.: Наука, 1993. – 112 с.
  7. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2006 г. № 673 «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org348/basic/text0573.htm. – Дата доступа: 28.09.2011.
  8. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 460 с.
  9. Рубцов, В.В. Стратегия развития высшего психологического образования / В.В. Рубцов, А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57-63.
  10. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – М.: Институт приклодной психологии, 1998. – 512 с.
  11. Темнова, Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. … доктора психологических наук: 19.00.13 / Л.В. Темнова. – Москва, 2001. – 325 с.
  12. Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.


Все статьи автора «Свередюк Елена»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Связь уровня развития профессионально-важных качеств педагогов-психологов с удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью”

  1. 20.10.2011 в 14:07

    Очень понравилась ваша статья. Есть вопрос по тесту Н.Ф. Вишняковой. Можно ли у Вас, Елена Владимировна, получить консультацию по анализу результатов данного теста. Хотелось бы узнать, почему в формуле по определению креативности Н.Ф. Вишняковой не учитывается показатель чувства юмора? И как определять конечное значение креативности (высокое ли оно, среднее ли, низкое ли)? Например, один из моих студентов получил оценку 10,891679 по данному тесту (итоговый показатель определен по формуле КРЕАТИВНОСТИ Н.Ф. Вишняковой) Можете ли Вы поделиться монографией Н.Ф. Вишняковой (касаемо ее теста – анализа полученных результатов). Буду Вам очень благодарен…
    мои координаты: osobov@gmail.com
    я аспирант, изучаю креативность.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: